Прохоров возглавил Союз биатлонистов России в октябре 2008 года. На плановой конференции СБР, которая завершилась сенсационной новостью, многолетний президент СБР, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов снял с себя полномочия и призвал избрать своим преемником Михаила Прохорова.
Так в российском биатлоне началась новая эпоха.
Борьба с допингом
Спустя несколько месяцев после назначения Прохорова на пост президента СБР, в феврале 2009 года, прогремел громкий скандал, связанный с применением эритропоэтина тремя российскими биатлонистами — Альбиной Ахатовой, Екатериной Юрьевой и Дмитрием Ярошенко. Спустя еще месяц на чемпионате России РУСАДА поймало еще двоих спортсменов, применявших ЭПО, — Андрея Прокунина и Веронику Тимофееву.
После этого СБР создал специальную антидопинговую комиссию, которая начала разбираться в причинах массового применения допинга в российском биатлоне, а затем ужесточил борьбу с допингом: 250 дополнительных проб в год брались для анализа и контроля спортсменов.
Тренерские перестановки
Эпоха правления Прохорова запомнилась очень частыми изменениями в тренерском штабе сборной, которые порой сопровождались даже скандалами. Каждый год в тренерском штабе сборной происходили серьезные изменения. Причину частых тренерских перестановок функционер объяснял стремлением к «поднятию тренерской платформы».
Однако тренерская чехарда так и не привела сборную России к высоким достижениям. На Олимпиаде 2010 года сборная завоевала две золотые медали, после чего президент заявил, что российский биатлон будет серьезно реформирован и на домашние Игры в Сочи стоит цель завоевать четыре золотые медали. В итоге получилась только одна.
«Мы пытались максимально поднять тренерский интеллект и усилить конкуренцию изнутри. Вспомните ситуацию: многие отказывались идти в сборную из-за того давления, которое оказывалось на тренеров. За те же (если не большие) деньги можно спокойно работать в регионах. У нас не было задачи найти кого-то гениального, мы хотели поднять всю тренерскую платформу», — рассказывал Прохоров.
Первые перестановки последовали уже в мае 2009 года.
На фоне успешного чемпионата мира 2008 года в следующем сезоне россияне выступили не столь ярко, завоевав только две золотые медали. С целью усилить команду Прохоров выводит должность главного тренера из числа номинальных и на эту должность назначает олимпийского чемпиона Владимира Барнашова. Впоследствии он стал одной из знаковых фигур в команде нового руководителя СБР.
Спустя год своих постов в сборной команде лишаются оба старших тренера — Владимир Аликин и Александр Селифонов. Причиной их отставки в основном стали требования спортсменов, которые с приходом Прохорова получили возможность решать свои вопросы непосредственно с руководством. Так, с жесткой критикой в отношении своих наставников и требованием назначения иностранного специалиста выступали Максим Чудов, Николай Круглов и Светлана Слепцова.
Новые тренеры Анатолий Хованцев и Михаил Ткаченко получают официальный статус старших лишь ближе к зиме, а в течение подготовительного периода работают на равных со своими коллегами правах.
Самый скандальный поступок Михаил Прохоров совершил в марте 2011 года, когда во время женской эстафеты на домашнем чемпионате мира в Ханты-Мансийске после шести кругов штрафа на первых этапах он уволил с должности старшего тренера Хованцева. На место опытного российского наставника приглашается многолетний тренер сборной Швеции немец Вольфганг Пихлер, известный скандальным характером.
Пост главного тренера переходит от Барнашова к Валерию Польховскому.
В апреле 2012 года после второго неудачного сезона президент СБР начал конфликт с министром спорта Виталием Мутко, который пытался убедить СБР прислушаться к советам своего ведомства. Прохоров обвинял оппонента во вмешательстве в свои внутренние дела. В итоге СБР упразднил должность главного тренера, которую занимал Польховский, и ввел новую должность — руководитель тренерского штаба, на которую заступил Виктор Майгуров.
Спустя год третий проигранный подряд чемпионат мира вынудил СБР все-таки принять ряд предложений Минспорта по усилению тренерского штаба за год до Олимпиады. Таким образом, в тренерском штабе произошли очередные серьезные перестановки. Женская сборная поделилась на две группы, и лишь одна из них осталась в распоряжении Пихлера, а старшим тренером всей команды вновь становится Селифонов.
Польховский, за возвращение которого подписались большинство ведущих российских тренеров, становится советником президента СБР, а в мужской команде по его инициативе появилась альтернативная группа.
В конце марта 2014 года, после неудачного выступления сборной России на Олимпиаде, где была завоевана только одна золотая медаль, в отставку были отправлены сразу два тренера сборных — Николай Лопухов и немец Вольфганг Пихлер. Новым главным тренером мужской сборной России по биатлону будет назначен Александр Касперович, а женскую сборную возглавит словенский специалист Владимир Королькевич.
Программа развития биатлона до 2020 года
Разработка программы по популяризации биатлона по всей стране началась в 2010 году. В первую очередь речь идет о помощи детско-юношеским спортивным школам и привлечении в биатлон финансовых средств.
Однако в декабре 2013 года программа была приостановлена из-за того, что большинство дотационных школ и центров забыли отчитаться. Согласно изначальным данным на сайте СБР, стоимость программы поддержки за четыре года — 13 млн руб., однако Сергей Кущенко утверждает, что затрачено было более 60 млн.
Усовершенствование материально-технической базы для подготовки спортсменов позволяет воспитывать подрастающее поколение, которое сможет составить конкуренцию на международной арене.
«Наши Домрачевы и Фуркады все в возрасте от 18 до 22 лет. Это очень сильное поколение, которое в ближайшие годы нужно грамотно довести. Могу сказать, что раньше наши тренеры не могли даже поставить технику конькового хода. Идеальный коньковый ход, чего греха таить, только у Устюгова. Необходимо изначально правильно закладывать технику», — говорил тогда Прохоров.
Совершенствование условий работы со сборными
Большинство спортсменов подчеркивают, что с приходом Михаила Прохорова условия, в которых существуют спортсмены, улучшились.
Однако задача обеспечения сборов, выступлений и основных нужд сборных команд легла на плечи государства, которое, по словам министра спорта Виталия Мутко, обеспечивало 90% финансирования сборных команд, а на ставке в Центре спортивной подготовки находилось беспрецедентное число биатлонных специалистов — 136. Директор ЦСП Александр Кравцов озвучил и конкретную цифру — 230 млн руб. за 2011 год.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице зимних видов спорта.