Без преувеличений можно сказать, что завершившийся зимний олимпийский сезон подвел итог целой эпохе. Причем в биатлоне это относится ко всем уровням – руководству, тренерам и даже в некоторых случаях спортсменам. Правда, официально заявить об этом смелости пока хватило только у двукратного олимпийского чемпиона Евгения Устюгова. Постараемся проанализировать основные события.
16 апреля. Правление СБР утверждает тренеров сборных команд России
Рекомендует тренеров к утверждению и составляет расширенные списки сборных тренерский совет. В олимпийском сезоне собрание проходило в Ханты-Мансийске. С каким рвением давали свои оценки все собравшиеся тогда специалисты! Только хоть сколько-то обобщенного вывода на основе этих оценок сейчас привести нельзя. Хотя один тезис вывести все-таки можно – у семи нянек дитя без глазу (именно так прокомментировал когда-то ситуацию с изменениями в тренерском штабе биатлонных команд Александр Кравцов). По большому счету неважно, кого сейчас назначали тренером и кого этот тренер будет готовить. Популярно объяснить, почему все было сделано не так, можно всегда.
В то же время нельзя не упомянуть, что за кандидатов на посты тренеров (как основных, так и резервных сборных, как по стрелковой, так и по функциональной подготовке) все специалисты проголосовали единогласно. Полное понимание и абсолютное совпадение взглядов и видения ситуации!
Предложенных советом кандидатов 16 апреля и утвердили на заседании правления СБР. Полноправно руководить женской сборной теперь будет Владимир Королькевич (к слову, команда будет готовиться единым коллективом, а не разрозненно). А Александр Касперович, который работал чуть ли не со всеми членами обновленной сборной, будет стремиться вывести, а главное, закрепить своих подопечных на самом высоком уровне.
И теперь снова пища для размышления — попробуйте представить себе картину тренерского совета «четыре года спустя». В этом вам поможет риторический вопрос легендарного тренера по лыжным гонкам Александра Грушина, который прозвучал в его итоговой речи, когда специалисты уже раскритиковали бывших тренеров и их работу: «У вас ежегодно проходят тренерские советы. Почему эти ошибки не были предотвращены уже на первых этапах? Где вы все были?»
А действительно, где?
28 апреля. Сформированы составы сборных команд России
Ошибки разобраны, выводы сделаны, пора и команды формировать. Напомним, что в расширенный список вошли 16 спортсменов, причем в их число не попали многие биатлонисты, как титулованные, так и те, на которых некогда возлагали большие надежды. В частности, олимпийская чемпионка Ванкувера в эстафете Светлана Слепцова, которая, собственно, такой милости и не ждала, о чем сама признавалась в интервью.
По понятным причинам не было в составе Ирины Старых, дисквалифицированной за допинг. И хотя проба «Б» спортсменки до сих пор не вскрыта, тренеры решили не включать ее в состав. На всякий случай. Также в списке не было Андрея Маковеева, а отсутствие опытнейших Ивана Черезова, Максима Чудова и Дмитрия Ярошенко фактически подтверждают, что спортсмены вероятнее всего вскоре объявят о завершении карьеры.
Из 16 человек старшие тренеры отобрали по десять. Также планируется ротация составов, поэтому к подготовке будут привлечены все биатлонисты.
Комментируя процесс формирования состава женской команды, Владимир Королькевич объяснил, что теперь сборная – это сочетание молодости с опытом.
«В сборной есть костяк спортсменок, ставших призерами Олимпийских игр в эстафете, — сказал Королькевич. — Спортсменки изъявили желание готовиться непосредственно с командой. Во второй половине сборной отдается предпочтение молодым. Вливаются Ольга Подчуфарова, Дарья Виролайнен, другие молодые спортсменки. Почему в состав сборной не включена Ульяна Денисова? Все-таки нужно понимать, что ей 31 год. Необходимо работать на перспективу. Если бы спортсменка в этом возрасте действительно выделялась на фоне остальных, то можно было бы о чем-то думать и говорить».
Несмотря на то что Королькевич берет курс «на молодых», в сборной не нашлось места для талантливой Ульяны Кайшевой – спортсменка начнет подготовку к сезону в молодежной команде.
Что же касается Екатерины Глазыриной, которая не при самых радужных обстоятельствах покинула расположение сборной России перед олимпийской эстафетой, сообщается, что она проходит курс восстановления после операции на плече. Вопрос о привлечении биатлонистки в сборную на подготовку к сезону будет решаться в конце июня после полного медицинского обследования.
После того как Евгений Устюгов объявил о завершении карьеры на прошедшей в начале апреля Гонке чемпионов, стало ясно, что на его место будут претендовать молодые спортсмены. А учитывая то, как проявили себя во «взрослом» биатлоне Александр Логинов и Дарья Виролайнен, сомневаться в том, что с резервом в России все не так уж и плохо, не приходится. За что, кстати, спасибо Касперовичу – именно он долгое время являлся старшим тренером по резерву, а к основному составу был подключен в олимпийском сезоне в основном для работы с Логиновым.
Но коль скоро о громких победах молодежи нам только предстоит услышать (по крайней мере, мы на это надеемся), то внимание к любым действиям новоиспеченных олимпийских чемпионов приковано уже сейчас.
«По согласованию с тренерским штабом сборной Антон Шипулин первые два-три сбора пропустит, — сказал Касперович. — Он будет на индивидуальной подготовке. Парень подустал чисто психологически. Ему нужно психологически разгрузиться, физическую нагрузку он сбавлять не будет. С командой он будет тренироваться в сентябре и на первом снегу. Также первые сборы в Белокурихе и Новосибирске из-за аллергии пропустит Алексей Волков, затем он полноценно включится в подготовку. На первые сборы на место Шипулина и Волкова мы, по всей видимости, привлечем Евгения Боярских и Сергея Клячина – просмотрим этих ребят». Каким таким неблагоприятным образом влияет подготовка в стане сборной команды на психологическое состояние спортсмена, нам понять вряд ли удастся.
К тому же победителей не судят – Шипулин в этом сезоне частично доказал, что действует он вполне осознанно и его действия дают результат. Вполне вероятно, что и в этот раз сам спортсмен и тренеры «все держат под контролем».
Биатлон пока без «головы». Вплоть до 20 мая
Еще не утихли гадания на «биатлонной гуще» после ухода Михаила Прохорова с поста президента СБР, как буквально сегодня появилась официальная новость о выдвижении очередного кандидата и все гадания можно в принципе прекращать. Им стал директор Центра спортивной подготовки сборных команд России (ЦСП) Александр Кравцов.
«Свою главную задачу на посту президента СБР я вижу в том, чтобы привести успехи российского биатлона в соответствие с его нынешней популярностью, — сказал Кравцов. — За 15 лет у меня сформировалось вполне независимое (и подкрепленное серьезной научной базой, над которой работали комплексные научные группы и ЦСП и СБР) мнение о реальном положении дел в нашем биатлоне, а также – о его возможностях.
Мое твердое убеждение – возможности эти значительно превосходят достижения сегодняшнего дня».
Что примечательно – Кравцов обладает фактически всеми навыками, которые могли бы стоять в описании «вакансии» президент СБР. Во-первых, он сам долгое время тренировал сборную России (правда, по лыжным гонкам, что сути в общем-то не меняет). Во-вторых, его биатлонная история началась еще в 1999 году: с 1999 по 2003 год Кравцов был руководителем спортивного клуба «Роснефть» и, по его словам, «чем мог помогал российскому биатлону, попавшему после дефолта в сложнейшую финансовую ситуацию». В-третьих, как мы уже отметили, новоиспеченный кандидат является директором ЦСП, а это уже свидетельствует о его управленческих навыках.
Все вышеизложенное, а также комментарии многих руководителей и специалистов, которые всплывали в прессе в последнее время (впервые информация о возможном выдвижении Кравцова появилась в начале апреля) свидетельствуют о доверии к Кравцову и уверенности в том, что с его приходом все наконец встанет на круги своя.
«Мое решение идти на главный пост в СБР твердое, осознанное, и уступать кому-либо в борьбе за победу я не намерен», — утверждает Кравцов.
В заключение отметим, что уход президента, частичная смена поколений в командах, рокировки в тренерском штабе – это закономерный итог очередного олимпийского четырехлетия. Но есть ряд нюансов, которые заставляют задуматься. И один из них – почему последним звеном в этой цепочке изменений становится именно «голова»? Разве не от нее должна исходить направленность дальнейшей работы, разве не она должна выбрать новый курс?
Но здесь мы можем привести слова Кравцова, и тогда все станет, вроде бы, понятно: «Ключевыми фигурами тренировочного и соревновательного процесса являются тренер и спортсмен. Именно этот тандем является главным двигателем в достижении спортивного результата.
Все остальные, включая президента Союза биатлонистов, – вспомогательное звено, призванное обеспечить наилучшие условия для того, чтобы названный тандем работал успешно и бесперебойно».
Ну а поскольку составы сформированы, тренеры назначены, теперь остается только определить президента, который эти самые «наилучшие условия» обеспечит. Только и всего. А нам остается с нетерпением ждать начала новой эпохи. Насколько успешной она будет, нам только предстоит увидеть, но перемены грядут.
Ознакомиться с другими новостями, материалами и статистикой вы можете на странице зимних видов спорта.