После сенсационной отставки главного тренера «Рубина» Курбана Бердыева, проработавшего в Казани двенадцать с половиной лет, футбольная общественность активно обсуждала кандидатуры его преемника. В СМИ фигурировали фамилии Эусебио Сакристана, Омари Тетрадзе, Юрия Семина, Вардана Минасяна, Феликса Магата и даже экс-наставника «Барселоны» Тито Вилановы. Однако никто из этих заслуженных специалистов работать в Казань не поедет. На днях новым главным тренером «Рубина» был назначен… Владимир Маминов, правда, он лишь номинально будет руководить командой, пока тренерскую лицензию категории PRO не получит отец пока еще полузащитника московского «Спартака», бывший главный тренер дубля «Локомотива» Ринат Саярович Билялетдинов. Кстати, поволжский татарин. С акцентом на происхождение футбольного специалиста и начался разговор с корреспондентом «Газеты.Ru».
Нужно утрясти вопросы с ЖКХ, налогами и прочими «радостями жизни»
— Да, действительно между нижегородскими и казанскими татарами существует своего рода соперничество, — поделился воспоминаниями из истории татарского народа Билялетдинов. — Но носит оно исключительно позитивный характер. Это конкретно соперничество, а не какого-то рода противоречия. По крайней мере, в тех кругах, где я вращаюсь, это воспринимается именно так. Нам нечего делить: татары — единый народ. Хотя и на Руси кто-то акает, а кто-то окает.
— Вы, кстати, родной язык не позабыли?
— Если честно, то вспоминаю с трудом. Общался на нем только в детстве, когда была практика. Бабушки и дедушки говорили по-татарски. Правда, не факт, что с ходу отличу нижегородский диалект от казанского.
— Что связывает этих представителей татарского этноса?
— Главное, что еще со времен царя Гороха татары селились на берегах реки Идель (средневековое название Волги. Является таковым до сих пор в казахском, чувашском, татарском, башкирском, калмыцком и монгольском языках. — «Газета.Ru»). У нас схожие традиции: песни, танцы, поэзия, литература, искусство. Соперничество же проявляется, да и то в шуточной форме, во время сватовства. Мол, жених не из нашего района, как в известном фильме. Поэтому необходимо воспринимать это с юмором.
— К слову, семью перевозить в Казань планируете или оставите родных в Москве?
— Начнем с того, что часть семьи (старший сын Марат и средний Динияр. — «Газета.Ru») уже «отпочковалась» и живет своей жизнью. Но есть еще младший сын Даниль, к решению вопросов которого привязана мама. Чувствую, жить предстоит на два города. Займусь, как встарь, набегами на Москву из Казани (смеется).
— Даниль тоже нашел себя в футболе?
— Нет, он у меня кандидат в мастера спорта (КМС) по фехтованию на саблях, двукратный чемпион Москвы среди юниоров. В этом смысле он единственный из сыновей, кто проповедует другой вид спорта, а сейчас Даниль учится на пятом курсе журфака МГУ.
— Насколько нам известно, вы находитесь в Москве (интервью состоялось в субботу, 11 января, а 12-го Билялетдинов присоединился к команде на сборе в Турции. — «Газета.Ru»). Позвольте полюбопытствовать, а чем сейчас занимаетесь?
— От бытовых моментов никуда не деться, поэтому решаю организационные вопросы, связанные с переездом. Нужно утрясти нюансы с ЖКХ, налоговой и прочими «радостями жизни», чтобы в мое отсутствие не возникло никаких недоразумений. Тем не менее голова повернута на восток, в сторону Казани. Точнее, даже на юго-восток, если говорить о первом турецком сборе.
— Какие мысли на первом месте? Речь, конечно, о «Рубине».
— Все время прокручиваю в голове состав, возможные изменения по позициям, тактические схемы. Стараюсь предвидеть вопросы, которые возникнут у игроков, чтобы быть готовым на них ответить. Также думаю о селекции. При этом дергать футболистов с места на место не хочу – это преждевременно и несолидно.
Я нацелен максимально на то, чтобы сохранить все лучшее, что есть сейчас в «Рубине». Всех действующих игроков рассматриваю как равнозначных членов основного состава. Грубо говоря, все в обойме — никто пока никуда не уходит. Поэтому надеюсь на поддержку ребят и их профессионализм.
Не последнюю роль в моем приглашении сыграл опыт руководства молодежным составом «Локо»
— Вас же раньше не звали работать в Татарстане?
— Не совсем так. Пару лет назад приглашал прежний президент «Рубина» Дмитрий Самаренкин. Речь шла о том, чтобы в перспективе возглавить молодежный департамент команды. Дмитрий Анатольевич собирался реорганизовать работу в этом направлении. Но не успел, спустя некоторое время он покинул свой пост.
— С действующим президентом «Рубина» Валерием Сорокиным вы общались еще в конце ноября. В чем заключалась суть того диалога?
— Это был ознакомительный разговор, лейтмотивом которого являлось мое представление о ведении футбольного хозяйства. Обсуждали вертикаль власти, или пирамиду, как сейчас модно говорить. Важным моментом являлось комплектование команды, ее перспективы и взгляд на ситуацию со стороны.
— А какое впечатление на вас произвел глава республики Рустам Минниханов?
— Очень приятное. Президент оказал радушный прием. Меня поразила легкость и доступность в общении с ним. И это несмотря на несчастье, которое свалилось на семью Миннихановых (сын руководителя Татарстана Ирек погиб 17 ноября минувшего года при крушении авиалайнера в Казани, унесшем жизни 50 человек. — «Газета.Ru»). Чувствуется, что это сильная личность. Не приведи господь испытать такое.
— На какой срок заключили контракт?
— Соглашение подписали на полтора года. Но, надеюсь, у меня получится задержаться в Казани подольше.
— Как думаете, что явилось решающим фактором в выборе казанскими боссами кандидатуры Билялетдинова?
— Не последнюю роль, наверное, сыграл многолетний и плодотворный (в 2010 году Билялетдинов стал заслуженным тренером России за подготовку более 30 игроков, выступающих за клубы РФПЛ, ФНЛ и сборные команды России. — «Газета.Ru») опыт руководства молодежным составом «Локо». Мне знакомы все нюансы, связанные с воспитанием молодежи, не только с позиции тренера, но и с позиции отца. Весь этот клубок знаю какими путями распутать: от армейских вопросов и до психологии.
— То есть вас пригласили не только для того, чтобы руководить главным коллективом, но и чтобы сплести в единую сеть все казанские команды?
— Да, обсуждали работу академии «Рубина», а также перспективы фарм-клуба «Рубин-2». Важно не растерять талантливых воспитанников, а это совсем непростая задача. Для подпитки основной команды собственными кадрами необходимо трепетное отношение к ним. Но здесь много подводных камней.
— Татарстан славится своим отношением к спорту. Стоит ли ждать пополнения со стороны региона?
— Несомненно. В республике есть несколько крупных городов, таких как Нижнекамск или Набережные Челны, где развита футбольная жизнь.
В плане массовости спорта Татарстан стоит на первом месте среди всех регионов страны. Ответственно заявляю: такого нет нигде в России. Поэтому обязательно воспользуемся плодами труда местных управленцев.
Минувший год провел вдали от родины
— У вас ведь наверняка есть идеи, как улучшить качество выпускников казанской футбольной школы?
— Это очень кропотливый труд, и на первый план выходит тренерское искусство. Нужны толковые специалисты плюс выстроенная структура обучения: от детских команд до основы. Мальчика в десять лет не научишь тому, что способен усвоить юноша в 18. И, наоборот, поздно учить азам совершеннолетнего. Отмечу также общеобразовательный момент. Футболист помимо точных наук должен грамотно писать и разговаривать на русском и национальном языках, знать классическую литературу и иностранный язык, как минимум английский. Ничего не может быть хуже, чем выпустить игрока, который собственную фамилию пишет безграмотно или считает, что Солнце крутится вокруг Земли.
— Время, проведенное во второй сборной России, тоже прошло с пользой?
— Конечно, работа с Юрием Красножаном дала мне новый опыт. Считаю, вторая сборная явилась очень полезной вещью на тот момент. Тогда она была просто необходима. Возможно, со стороны могло показаться, что это не так, ведь турниры, в которых принимают участие резервисты, не столь высокого ранга. Но нельзя забывать, что многие ребята переросли молодежку и, не получив приглашения в первую сборную, застыли в развитии. Для них оказалось полезно вернуть забытые ощущения присутствия в национальной команде. В итоге же это дало положительный эффект: через сито второй сборной прошли Дмитрий Комбаров, Виктор Файзулин, Артем Дзюба и Андрей Ещенко.
— Ранее вы отмечали, что предложение из Казани стало полной неожиданностью, а чем занимались в последнее время?
— Минувший год провел вдали от родины. Жил в Германии, иногда бывал во Франции и Швейцарии. В числе прочего изучал европейский опыт спортивной травматологии, ее профилактики и последующей реабилитации. Пообщался с врачами из городской клиники Баден-Бадена.
— Что вынесли для себя из этой области?
— Поразила особая аура, присущая медицинским учреждениям в этой стране. Россия в этом смысле серьезно отстает. Заметил разительный контраст между немецкой и местной реальностью. Для того чтобы попасть в Москве на прием, нужно отстоять очередь из 20 человек. Несмотря на предварительную запись. В Германии же отношение совершенно иное. Если вам выписали талон на определенное время, то, скорее всего, попадете к врачу точно в срок. Максимальное отклонение — 3–5 минут. И без хамского отношения медсестер, которые даже черным юмором не брезгуют. Недавно стал невольным свидетелем подобного эпизода в России. Повторять не стану, но из уст совсем молоденькой девушки прозвучали поистине кощунственные слова. В Германии такое попросту невозможно.
— А с футбольной тематикой во время пребывания в Европе столкнулись?
— Не так близко, как мне бы хотелось, но все же удалось чуть-чуть захватить. Пообщался, например, с одним менеджером из «Фрайбурга». Наблюдал за клубами из Карлсруэ и Штутгарта. До базы не добрался, но посещал матчи этих команд, а затем обсуждал детали увиденного в узком кругу местных специалистов. Здорово поговорить на футбольные темы, сидя на открытой эстраде в центре города.
На одном Рондоне далеко не уедешь
— Владимир Маминов — ваш помощник в «Рубине». Как думаете, он готов заложить новый виток тренерской карьеры?
— Уверен, Владимиру самое время вернуться к тренерской практике. Не вижу проблем, способных помещать ему повысить мастерство. Маминов — это наше будущее. Рад, что он согласился войти в мой тренерский штаб. Тем более, у Володи есть опыт работы. Он уже исполнял обязанности как помощника, так и главного тренера в «Локомотиве». У меня похожая ситуация. Вдобавок ко всему у нас общее видение футбола.
— Присвоить Роману Шаронову статус играющего тренера — ваша идея?
— Рома — многолетний капитан команды. Человек, который искренне прикипел к Казани и знает клуб как свои пять пальцев. Отторгать из-за возраста человека, отдавшего «Рубину» более десяти лет жизни, попросту некрасиво. Шаронов для «Рубина» — это как Лоськов для «Локо». Такими людьми разбрасываться нельзя. Вижу его как проводника своих идей. Обязательно привлечем Романа к обсуждению тренировочного процесса. А там видно будет.
— Каковы его перспективы в команде как действующего игрока?
— Трудно сказать. Все-таки годы берут свое. Приставка «играющий» подразумевает его привязанность к команде. Шаронов остается в клубной структуре и плавно переходит в тренерский корпус. Но это не исключает того, что еще год, а может, и два он будет играть. Если он даст фору молодым, то в паспорт заглядывать не стану. Вот поляна — тренируйся, доказывай.
— Поговорим о кадровых проблемах «Рубина». Потеря Александра Рязанцева и Бибраса Натхо для команды — это как если бы в «золотом» 2004-м «Локомотив» потерял сразу двух Дмитриев: Лоськова и Хохлова?
— Пожалуй, можно и так сказать. В обоих случаях речь идет о людях в самом расцвете сил, которые определяли игровой почерк команды. Безусловно, это серьезный удар для «Рубина». Одновременно с тем, кроме М'Вила и Кулика, в центре может сыграть Дима Торбинский. Гекденизу Караденизу не чужда эта позиция. Плюс есть такой прекрасный футболист, как Роман Еременко. Другой вопрос, как изменится игровой рисунок. Очевидно, потребуется время, дабы наладить новую конфигурацию в полузащите. Плюс, повторюсь, нужно сохранить все лучшее, что уже есть в команде.
— Вы упоминали, что Александр Прудников дружит с вашими сыновьями. На заре карьеры россиянин в составе юношеской сборной под руководством Игоря Колыванова выиграл чемпионат Европы. Однако затем особой славы нигде не снискал. Есть у Прудникова перспективы в «Рубине»?
— Я работал с Сашей как раз во второй сборной. Прудников не обделен физическими данными, он крепкий парень. И что важно — по-футбольному не жадный. Но что-то случилось на определенном этапе. Вроде в «Спартаке» начинал хорошо, но потом перестал забивать. Затем скитался по арендам: я помню его в «Тереке», «Томи», «Анжи», «Кубани» и «Алании».
Везде было ощущение, что Прудникова вот-вот прорвет и он снова начнет забивать. Но чего-то всегда не хватало. Нефутбольные нюансы? Не думаю. Надеюсь, что ему удастся обрести себя в «Рубине». Все данные у парня для этого есть.
— И все же позиция номер один для укрепления команды — это фигура центрального нападающего?
— Да, на одном Рондоне далеко не уедешь. Не дай бог травма, и что тогда? Объективно «Рубину» необходим еще один классный форвард. Из имеющихся нападающих кто-то никак не может раскрыться (Александр Прудников. — «Газета.Ru»), кто-то слишком молод (Сердар Азмун. — «Газета.Ru»), а кто-то, наоборот, в возрасте (Руслан Мухаметшин. — «Газета.Ru»). В итоге мы остаемся с одним крепким «зубом», которым трудно будет раскусить всех соперников. Само собой, необходимо искать резервы внутри команды, но все понимают, что времени в обрез. Задачи нужно решать здесь и сейчас.
Мне импонируют английский и немецкий чемпионаты
— В интервью клубному телевидению вы заявили, что не собираетесь ломать итальянский стиль игры, который привил «Рубину» Курбан Бердыев. Но совершенно точно сделаете упор на коллективный прессинг. Какие еще игровые изменения ждут команду в ближайшем будущем?
— Не всем по нраву такой вариант игры. Но лично мне действия «Рубина» в обороне всегда доставляли эстетическое удовольствие. Основательный стиль, да и я бы не сказал, что он итальянский. Схожие принципы исповедовал «Локомотив» в «золотые времена». Зачем отбрасывать то хорошее, что дает результат? Давайте понесемся сломя голову в атаку, чтобы потом выгребать из своих ворот? Пара таких матчей, и те, кто сейчас призывает играть в агрессивный футбол, спросят, а как можно атаковать, не наладив игру в защите?
— Как видите игру в атаке в исполнении «Рубина»?
— Хочу начать с того, что сильных дриблеров, способных обыграть один в один, в мире не так уж много. Они есть, пожалуй, только в топовых командах, таких как «Барселона» или «Бавария». Важно не путать дриблера и того, кто умеет сыграть на противоходе. Настоящие финты мало кто исполняет. В основном кудесники мяча рождаются в Бразилии. Это этакий футбольный розарий. Но и там их наперечет. Раз такого плана игрока найти сложно, то на первый план выходит доставка мяча в голевую зону, где им распорядится человек с развитым голевым чутьем. Такой, как Рондон. Совершить это можно разными способами, и тот, кто умеет сделать это технично, а не простым навесом, создает зрелище. В общем, необходимо совмещать коллективные и индивидуальные действия.
— На кого в этом смысле стоит равняться?
— Мне импонирует английский и немецкий чемпионаты. Если брать Премьер-лигу, то красоту наводит «Манчестер Сити». «Юнайтед» находится в стадии перестройки, зато порадовал «Арсенал». «Челси» не отстает. Ну а в прошлом сезоне удивила игра в исполнении скромного «Суонси». В Бундеслиге солируют «Бавария» и дортмундская «Боруссия». Отдельные вспышки случались у «Шальке» и «Байера». Дома очень красиво играет «Ганновер». Зрелищных команд хватает.
— Качество стадионов и футбольных полей в Германии не нуждается в дополнительной рекламе. В отличие от России, которая делает первые шаги в этом направлении. В середине ноября на новеньком с иголочки стадионе «Казань-Арена» уложили первосортный голландский газон. Уже пощупали травку на 45-тысячнике, который стал первым из стадионов, построенных в России к чемпионату мира 2018 года?
— Нет, видел арену только в стадии строительства и на закрытии Универсиады. Когда стройка была в самом разгаре, то она очень красиво смотрелась ночью в огнях прожекторов. Заметно, что строили на совесть. Поэтому в качестве футбольного стадиона можно не сомневаться. А когда наблюдал закрытие Универсиады, то сразу отметил, что изнутри арена также выглядит изумительно. И главное, поле рядышком, не нужен бинокль, чтобы разглядеть спортсменов. Ощущения — как в театре. Знаю, игроки «Рубина» уже спят и видят, как бы поскорее переехать на «Казань-Арену». Кстати, стадион «Центральный» никуда не денется и будет находиться в резерве. Два полноценных естественных газона в России не имеет никто! Ну а в исключительных случаях в совсем безобразную погоду к нашим услугам окажется искусственное поле стадиона «Рубин».
Что ж… По достоинству оценить «Казань-Арену» болельщики смогут уже весной, когда приживется газон. Ну а премьера нового наставника на тренерском мостике казанской команды состоится уже в конце февраля в матчах 1/16 финала Лиги Европы против испанского «Бетиса». Тогда-то и можно будет увидеть, засверкает ли новыми красками «Рубин» под руководством Рината Билялетдинова.
С другими новостями, материалами и статистикой вы можете ознакомиться на странице чемпионата России по футболу.