— Насколько ожидаема для вас была победа на чемпионате Европы?
— С каждым матчем у меня крепла уверенность, что мы дойдем-таки до финала. В решающем матче по настрою ребят, энергетике, несмотря на холодный зал, мне было понятно, что шанс, который представился нашим волейболистам, ребята не упустят. В этом моменте у меня с игроками было полное понимание.
— За счет чего удалось добыть золото, ведь до этого сборной России не удавалось выиграть на этом турнире?
— Нам помогла победить психология. Ребята сумели убрать в потаенный уголок свои фобии и по-настоящему раскрыть потенциал. После поражения от немцев мы играли раскрепощенно. Недочеты в техническом плане, конечно, были, но то, что каждый из ребят обладает огромным потенциалом, мы видели. Именно раскрепощенное состояние давало нам возможность проявить себя.
— Какой момент на континентальном первенстве стал для вас наиболее сложным?
— Труднее всего мне пришлось по окончании матча с Германией, потому что ни нам, ни игрокам не было понятно, как при той готовности и техническом состоянии, в котором находились игроки, мы потерпели такое катастрофическое поражение. Надо было быстро осмыслить происшедшее и так же быстро сделать выводы, потому что на раскачку времени не имелось. Далее у нас был четвертьфинальный матч с французами, который получился нервозным.
Ребята нервничали, тренерский штаб — тоже, потому что мы находились перед определенной чертой: или возьмем медали, или придется возвращаться домой с пустыми руками. Но основная проблема после поражения с Германией была преодолена.
— В чем все-таки был сбой в матче с немцами?
— В первую очередь в психологии. Мы вышли на игру недостроенными и думали, что выиграем легко. Плюс выявились недочеты в игровых элементах. Мы провели с ребятами серьезный, предметный разговор.
— Во время финальной игры чемпионата Европы болельщики поддерживали соперника, потом свет погас, к тому же было холодно — в общем, все складывалось не так, как планировалось. Ребята говорили, что ничто не могло сбить их настроя. А вы были уверены в победе?
— Мы были уверены в том, что в состоянии навязать сопернику свою игру.
— Из восьми личных наград по итогам турнира три получили наши волейболисты, три у сербов и две взяли итальянцы. Вы согласны с таким распределением?
— Первая награда, которую получил сербский пасующий, — это какой-то новый, пробный приз за джентльменство. А так все по делу, ведь это отдается на откуп организаторам. Я рад, что наши ребята оказались победителями в трех номинациях, причем в очень важных для нас: либеро, связующий и блокирующий. Также очень хорошо оценена работа Дмитрия Мусэрского, получившего MVP.
— Досадно, что Николай Павлов не получил персональную награду?
— Честно говоря, я надеялся, что его не обойдут вниманием. И для меня его отсутствие среди номинантов стало не совсем приятным моментом.
— На протяжении всего сезона ваши решения широко обсуждались, осуждались и ставились под сомнение. Как вы реагировали на критику в свой адрес?
— Я всегда нормально реагирую на критику и пытаюсь найти в ней рациональное зерно. Я проанализировал свою методику. Бояться критики, я считаю, не совсем правильно.
— Этот год сложился так, как вы ожидали, когда брались за работу со сборной?
— Конечно, сейчас уже можно сказать, что итоги работы превзошли мои ожидания. А когда я только встал у руля команды, настраивался на серьезную работу, которая могла бы и не дать таких результатов.
Все сложилось так потому, что были выбраны правильные направления. Единственное — были опасения, связанные с травмами отдельных волейболистов. Долго восстанавливался после травм Максим Михайлов. Но мы с этим боролись. Самое главное, что у ребят было желание и злость.
— Нынешний состав сборной России можно назвать близким к идеалу или вам хотелось бы усилить какие-то позиции?
— Я считаю, что на каждой позиции всегда должна присутствовать здоровая конкуренция. В дальнейшем так и будет. Чем выше цели, тем конкуренция нужнее. Только так можно выявить самых сильных волейболистов, причем как на уровне национального первенства, так и на уровне сборной. В этом также состоит задача тренерского штаба.
— Наша сборная теперь является одним из главных фаворитов на победу на чемпионате мира в будущем году. Согласны?
— Естественно, поставим максимальные задачи. Но как мы подойдем к этому турниру после Лиги чемпионов и национального первенства, в каком состоянии будет находиться наша сборная, сказать трудно. От этого и станем отталкиваться. Только ставя высокие цели и постоянно карабкаясь вверх, можно завоевать себе место под солнцем среди сильных мира сего.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице летних видов спорта.