В феврале 2013 года исполком МОК принял решение исключить из программы Олимпийских игр 2020 борьбу, но о какой из трех существующих видов (греко-римская, вольная или женская) идет речь, указано не было.
Для российской Федерации спортивной борьбы такой исход событий стал шокирующим, поскольку именно в этом виде спорта наши спортсмены на протяжении многих лет остаются лидерами. Члены исполкома не стали объяснять причин своего решения, но, как стало известно позже, таким образом МОК наказал Международную федерацию борьбы (FILA) за долгое неисполнение своих просьб по развитию вида спорта. В итоге над борьбой повис серьезный риск исключения из Олимпийских игр. Окончательное решение будет принято на сентябрьской сессии МОК в Аргентине, которая пройдет с 7 по 10 сентября.
По правилам МОК включение в олимпийскую программу новых дисциплин возможно только в случае исключения тех, которые утратили популярность. Дисциплина оценивается специальной комиссией по 30 критериям, начиная от зрелищности и массовости, заканчивая интересом со стороны спонсоров. По результатам исследования популярности борьбы оказалось, что интерес к ней резко понизился.
По мнению МОК, на протяжении последнего десятилетия FILA явно не поспевала за современными тенденциями развития спорта. С этим соглашались и специалисты по борьбе.
Одна из главных претензий МОК предъявлялась к частым изменениям правил, которые привели к тому, что даже олимпийские чемпионы прошлых лет с трудом могли разобраться, за что присуждались баллы. Таким образом, решение судей не всегда могло быть точным и объективным.
Со временем зрелищность борьбы стала падать, поскольку поединки перестали быть захватывающими. Таким образом, исчезал интерес не только для телевизионной аудитории, но и для зрителей в зале.
В борьбе требовалось провести реформу, но экс-президент FILA Рафаэль Мартинетти не спешил этого делать, пока из Лозанны не поступил тревожный сигнал. Зато после этого сразу была создана кризисная группа, которая начала исполнять требования МОК. Ее возглавил Михаил Мамиашвили — президент Федерации спортивной борьбы России, а трехкратный олимпийский чемпион Александр Карелин был единогласно введен в состав бюро международной федерации.
Президент Федерации тенниса России, член МОК для России Шамиль Тарпищев объяснил решение об исключении борьбы из олимпийских видов спорта, а также отметил, что предупреждения в FILA начали поступать еще в 2004 году, после Олимпиады в Афинах.
«Борьба — это историческая ценность Олимпийских игр, — сказал Шамиль Тарпищев. — Решение исполкома МОК исключить ее из списка олимпийских видов спорта было основано только на проблемах, существовавших внутри Международной федерации объединенных стилей борьбы (FILA), и явных недоработках ее прежнего руководства.
Есть 39 критериев, по которым определяется состоятельность вида спорта, и, когда возникает вопрос по тому или иному виду, руководители должны представить соответствующий отчет. FILA предоставила отчет в МОК, но он никак не коррелировался с 39 критериями, и это была ошибка предыдущего руководства федерации.
Но главная причина такого решения в том, что рекомендации МОК поступали в FILA и раньше, а предыдущее руководство на них слабо реагировало. Поэтому борьба и попала в черный список. Эти проблемы начались еще с 2004 года, с Олимпийских игр в Афинах, когда систематически в МОК не представлялись необходимые отчеты».
После февральских событий у Международной федерации борьбы осталась последняя надежда на сентябрьскую сессию. За это время FILA проделала огромную работу по предотвращению ошибок и теперь может рассчитывать на возвращение в олимпийскую программу. Шамиль Тарпищев отметил, что в действиях МОК не было никакой дискриминации и она поступила справедливо.
«Во время подготовки к исполкому МОК борцам удалось многое исправить, — сообщил Тарпищев. — Реальность заключается в том, что теперь борьба набирает обороты и находится на верном пути, чтобы занять свое законное место в олимпийской семье.
Нужно правильно интерпретировать действия МОК — не было никакой дискриминации или политической составляющей, отмечалась лишь слабость международной федерации».
Президент Федерации спортивной борьбы России, член бюро Международной федерации объединенных стилей спортивной борьбы Михаил Мамиашвили рассказал о работе, которая была проделана для сохранения этого вида спорта в олимпийской программе.
«Мы проделали огромную работу, — заявил Мамиашвили. — Основные требования, предъявляемые МОК к FILA, фактически выполнены. Были произведены серьезные структурные изменения в федерации; созданы комитеты, рекомендуемые МОК; изменены правила и формат проведения соревнований. Теперь чемпион будет определяться не волей случая, как, к сожалению, это было последние шесть-семь лет, а исходя из действий спортсменов на ковре.
Еще ни в одном виде спорта не удалось достичь идеала в работе арбитров, тем не менее мы попытались сделать все, чтобы судейство было не только максимально профессиональным, но и объективным. Это тоже не прошло мимо внимания членов МОК. Таким образом, вопросы, которые стояли между спортивной борьбой и Олимпийскими играми, мы решили».
Проведенные изменения в Международной федерации борьбы направили этот вид спорта на верный путь, и вряд ли исполком МОК решится окончательно исключить из программы старейшую дисциплину Олимпийских игр, которую включил в программу еще Пьер де Кубертен. К тому же бейсбол/софтбол и сквош, которые тоже претендуют на это место, вряд ли останутся в преимуществе, поскольку пользуются популярностью далеко не во всем мире.
Вице-президент Европейского олимпийского комитета Александр Козловский уверен в том, что исполком Международного олимпийского комитета включит борьбу в программу Олимпийских игр 2020 года.
«Мне кажется, все, что можно было сделать для сохранения борьбы в программе Олимпийских игр, сделано, — сообщил Козловский. — МОК уже, несомненно, понял и ощутил реакцию всего мира на свое абсолютно бессмысленное и совершенно неоправданное решение в отношении борьбы.
Думаю, игнорировать общественное мнение, рискуя своей репутацией, МОК больше не будет. Борьба должна вернуться в олимпийскую программу!»
В свою очередь член МОК, почетный президент Олимпийского комитета России Виталий Смирнов выразил мнение, что бейсбол и софтбол являются главными конкурентами борьбы и имеют серьезный шанс вернуться в программу Олимпиады 2020.
«Бейсбол и софтбол являются главными конкурентами спортивной борьбы, — сказал Смирнов. — Они популярны и раньше уже входили в программу Олимпийских игр (с 1992 по 2008 год). Крупные турниры по этому виду спорта проходят в США, Южной Америке, Азии, в том числе в Японии, где во время и после войны находились американские войска. И крайне важно, что существует очень мощное проамериканское лобби. Это сильные стороны бейсбола, которые нельзя отрицать. За все предыдущие годы руководители международной федерации не пропускали ни одного крупного мероприятия по линии МОК, всегда подчеркивая свое желание остаться в олимпийской семье. Бейсбол, по сути, все эти годы практически не отрывался от олимпийского движения».
Еще одной главной задачей 125-й сессии МОК станет выбор столицы Олимпийских игр 2020. На эту роль претендуют три города — Стамбул (Турция), Мадрид (Испания) и Токио (Япония). Все три кандидата абсолютно равны между собой. У каждого есть преимущества и недостатки, но в целом шансы у всех равны. У Мадрида уже сейчас практически все готово, для Стамбула нынешняя заявка далеко не первая, Токио по-японски фундаментален.
Вице-президент Европейского олимпийского комитета Александр Козловский отметил, что решающее значение в выборе столицы Олимпиады могут иметь финальные презентации.
«Сейчас мы имеем три абсолютно равноценных варианта, и выбрать фаворита заранее невозможно. Мой опыт показывает, что на столь важные голосования люди едут уже с внутренне принятым решением. Но вот в ситуации с выбором олимпийской столицы 2020 года решающее значение могут иметь финальные презентации и даже чей-то выход в зал и нужные слова. Пока шансы у трех городов абсолютно равны», — отметил Козловский.
Также в Буэнос-Айресе будут проходить еще одни серьезные выборы, но на этот раз уже президента МОК. На место 71-летнего бельгийца Жака Рогге претендуют шесть человек: Томас Бах (Германия), Нг Сер Мианг (Сингапур), Чинг-Куо Ву (Тайвань), Ричард Кэррион (Пуэрто-Рико), Деннис Освальд (Швейцария) и Сергей Бубка (Украина).
Как сообщил вице-президент Европейского олимпийского комитета Александр Козловский, больше всех шансов занять этот пост у немца Томаса Баха. Он обладает большим опытом работы в МОК.
«Томас прошел все ступени, возглавлял все мыслимые и немыслимые комиссии. Бах знает свое дело», — заключил Козловский.
Другие новости, материалы и статистику можно посмотреть на странице летних видов спорта.