«Газета.Ru» предлагает обратить внимание на подводные камни регламента до начала чемпионата, чтобы затем не доводить дело до разбирательств в различных инстанциях.
1. Поведение болельщиков
Большой резонанс, который вызвала брошенная в Химках петарда, заставил обратить внимание на эту проблему. По предварительным данным, технические поражения теперь засчитывать не будут. Только кто и как должен отвечать за буйство фанатов?
Да и не обратят ли внимание ответственные чиновники ФИФА и УЕФА на несоответствие российских футбольных законов международным?
Не лучше ли все-таки прописать в регламенте разграничение ответственности? Если клуб отвечает за своих болельщиков, то он должен нести ответственность вплоть до лишения очков, как это принято во всем мире. Не зря ведь проходят предматчевые совещания, на которых четко определяют места для поклонников одной и другой команд.
Если же мы признаем, что клуб не в состоянии проконтролировать процесс продажи билетов и поведение своих болельщиков, то следует прописать ответственность правоохранительных органов за творящийся беспредел. Только тогда не нужно пенять на то, что страдают от своих «невинных шалостей» теряющие порой контроль над реальностью фанаты.
2. Проявления расизма на трибунах
На последнем исполкоме ФИФА этому вопросу было уделено много внимания. Национальные федерации призвали бороться с этим крайне негативным явлением. Только в этом вопросе все на грани.
Когда в Санкт-Петербург на матч Лиги Европы прилетел английский «Ливерпуль», один из сопровождавших команду английских журналистов вообще позволил себе назвать «Зенит» чуть ли не рассадником расизма. Мол, почему в команде нет темнокожих футболистов? Спаллетти пришлось козырять наличием Бруну Алвевша, Халка и Акселя Витселя, а корреспондент «Газеты.Ru», в свою очередь, поинтересовался у главного тренера «Ливерпуля», почему в составе его команды нет никого из стран бывшего Союза.
Безусловно, расизм — явление гнусное, и с ним нужно бороться, как и с проявлением любой дискриминации по национальному признаку.
Необходимо лишь четко разработать и прописать в регламенте стандарты, по которым будет вестись эта борьба.
Вспомните случай с бананом, протянутым Роберто Карлосу на матче открытия сезона на «Петровском». Болельщика со своеобразным мышлением нашли, взяли с него объяснительную и не сочли его действия криминалом. Затем уже фанаты «Локомотива» и «Крыльев» подобные «шутки» объясняли тем, что поссорились накануне со своими девушками.
В регламенте стоит прописать по крайней мере обязанности клубов перед каждым матчем напоминать своим болельщикам о необходимости соблюдать принципы толерантности. И уж затем, как рекомендует ФИФА, применять к клубам, чьи поклонники не понимают слов, серьезные дисциплинарные санкции.
3. Заявка игроков
Сразу два громких дела дают повод обратить внимание на эту проблему. Сначала «Локомотив» со «Спартаком» дошли до лозаннского арбитража, ломая копья по вопросу о законности перехода в «Ростов» нескольких принадлежащих красно-белым футболистов транзитом через клуб второго дивизиона МИТОС. Затем неожиданно выяснилось, что уже после завершения турниров в первом дивизионе из-за «дела Григалашвили» могут пересмотреть его итоги. И не факт, что «Ростов» не отозвал бы свой протест по этому поводу в случае поражения в переходных матчах.
Тем более что соответствующий международный прецедент был. Австрийский футболист Роман Валльнер, отыграв за два шотландских клуба, перебрался в Грецию и стал выступать за «Аполлон». Раскопавшие этот факт представители «Олимпиакоса» сумели отсудить потерянные на поле во встрече с «Аполлоном» три очка. Это покруче петарды будет!
Согласитесь, что даже поводы для подобных разбирательств нужно искоренить до начала чемпионата.
Сделать это можно двумя способами. Либо возложить проверку данных о «трансферной истории» на проводящие чемпионат организации, либо обязать клубы предоставлять такую информацию при заявке игроков. При этом, если, как это водится в России, заявка осуществляется за 15 минут до закрытия трансферного окна, установить сроки проверки в несколько дней и после этого иметь возможность отказать в заявке. Нельзя допускать, чтобы подобные истории всплывали после поражений каких-то клубов и становились предметом торга, который неуместен.
4. Гражданство игроков
Удивительное дело — белорусский фермер, молдавский строитель, армянский ученый не могут иметь российского паспорта, не отказавшись от гражданства своей страны. Футболисты же из этих давно уже гордящихся своей независимостью государств спокойно играют в РФПЛ и ПФЛ по российским документам. Это не мешает им защищать цвета своих национальных сборных.
В истории российского футбола были случаи, когда отдельные команды серьезно страдали от трактовки лимита на легионеров не по закону, а по понятиям. Правда, на уровне первого и второго дивизионов. Сначала питерское «Динамо» вывели из борьбы за путевки в премьер-лигу, «неожиданно» обнаружив незаконность оформления в Липецкой области российских паспортов экс-белорусам Андрею Лаврику и Александру Чайке, а также экс-молдаванину Олегу Шишкину. Затем «Содовик» из Стерлитамака лишили 57 очков, не признав в Звиаде Джеладзе россиянина.
В результате амбициозная и хорошо финансируемая на тот момент команда на целый сезон отложила решение задачи по выходу в первый дивизион. Любопытно, что законность получения российского паспорта Гизо Джеладзе, родного брата Звиада, никто не проверял. Зачем, если саратовский «Сокол», за который играл Гизо, ни на что не претендовал и никому не мешал решать свои турнирные задачи?
В премьер-лиге подобным прецедентом могла стать история с Александром Алиевым, который превратился в россиянина уже по ходу чемпионата.
В Киеве так и не смогли разъяснить «чи наш вiн, чи нi», но после возвращения из Москвы Алиев играет в украинской премьер-лиге по украинскому паспорту, а о своем российском нигде никогда не вспоминает.
Чтобы ни у кого не возникало искушения заполучить три очка, раскопав какую-то паспортную историю, расставить все точки над i в этом вопросе нужно загодя. Четко прописать гражданство игроков в заявке, не допуская двоякого толкования, и вменить, наверное, в обязанности резервного арбитра следить за соблюдением лимита на легионеров при заменах. Ведь был же прецедент, когда в эпоху Дика Адвоката «Зенит» прокололся на этом во встрече с «Локомотивом», но избежал технического поражения.
Уже несколько лет подряд идут разговоры о том, что нужно навести порядок в вопросе о двойном гражданстве, которое не предусматривается российским законодательством, но воз и ныне там. Хочет человек играть за национальную сборную — пусть мирится со статусом легионера, который может помешать ему в клубной карьере. Оформляет российский паспорт — пусть сдает свой прежний.
В этом вопросе есть еще один очень серьезный подводный камень. Любой белорусский футболист может стать нашим Босманом, подав обращение в суд о нарушении его прав гражданина союзного государства. Право на труд на территории России в любой отрасли, включая футбол, наряд у с россиянами подданным дружественного государства Александра Лукашенко гарантировано.
5. Общение с прессой
В регламенте последних чемпионатов России прописана обязанность тренеров и игроков давать флеш-интервью основному телевещателю. Выиграла команда, проиграла ли по вине супостата-судьи, к телекамерам подходить приходится. Главным тренерам еще и на пресс-конференции третий тайм отрабатывать нужно.
Причем в этом вопросе дело доходит иногда до анекдотических ситуаций. Вылетевший из второго дивизиона футбольный клуб «Питер» был оштрафован за то, что не организовал послематчевую пресс-конференцию. Между тем на матче не было ни одного журналиста, жаждавшего пообщаться с тренерами.
Прописана в регламенте и организация смешанных зон для общения представителей прессы с футболистами.
Только сколько раз мы были свидетелями того, что никто из игроков даже победившей команды не останавливался для общения. Просишь, умоляешь даже — а в ответ в лучшем случае улыбка и извинения, в худшем — отсыл по хорошо известному в России адресу.
Может быть, стоит подойти к делу не формально, а обеспечить возможность журналистам довести до болельщиков комментарии по горячим следам от тех игроков, которые интересны? Нельзя же заставлять в Питере постоянно говорить о том, что сказал тренер в раздевалке, Анатолия Тимощука! Да и в других клубах зачастую надежды только на штатных спикеров, которые и сами не рады порой своей роли, но в силу воспитания и профессионализма не могут отказать в интервью.
Полузащитник «Зенита» и сборной России Виктор Файзулин после очередного отказа в интервью в смешанной зоне обмолвился: «Будет прописано в регламенте — буду говорить». А почему бы и впрямь не прописать? Сделали же это с самого начала в КХЛ, вменив в обязанности представителям пресс-служб клубов не просто обеспечивать послематчевое общение, а еще и приводить в смешанную зону тех хоккеистов, которых «заказывают» репортеры. Когда несколько раз вместо Ильи Ковальчука приходил Патрик Торесен, стоило напомнить о регламенте, и капитан армейцев великолепно делился своими эмоциями и мыслями. Как всегда, очень интересными.
Конечно, это не главный вопрос в нашем футболе, но подобный пункт в регламенте предусмотреть не так сложно. И тогда мы узнаем много интересного даже от самого Игоря Денисова или получим дополнительные средства на развитие детско-юношеского футбола. Хотя штрафы за нарушение этого пункта можно потратить и на премирование репортеров или организацию пресс-служб второго дивизиона.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице российского футбола.