Во вторник МОК ошарашил мировую спортивную общественность, рекомендовав исключить из программы Олимпиады-2020 борьбу. Особенно болезненно данное решение было воспринято в России: ведь этот вид спорта имеет в нашей стране славные победные традиции. Окончательное решение будет принято в сентябре, на 125-й сессии МОК в Буэнос-Айресе, где также будет определена столица Игр-2020.
Глава Олимпийского комитета России (ОКР) Александр Жуков признался, что для него произошедшее стало полнейшей неожиданностью. «Этот вопрос сейчас волнует буквально всех, — поведал Жуков. —
Принято удивительное решение. До вчерашнего дня трудно, даже невозможно было представить Олимпийские игры без борьбы. Борьба была в программе с самых первых Игр — еще в Древней Греции.
Для России это особо неприятное известие, потому что у нас сотни тысяч, если не миллионы ребят идут в секции по борьбе, занимаются и мечтают стать олимпийскими чемпионами. Конечно, будет огромной несправедливостью, если они будут лишены такой мечты. Борьба — один из самых популярных видов в нашей стране и не только в ней. Мы будем прилагать все усилия, чтобы убедить членов МОК не исключать борьбу из олимпийской программы. Максимум соответствующих усилий должны приложить все: и члены МОК, которые представляют Россию, и ОКР совместно с нашей федерацией. Я хочу обратиться с официальным письмом в МОК».
— Как прокомментируете тот факт, что борьба включена в шорт-лист видов спорта, которые претендуют на включение или возвращение в олимпийскую программу?
— Я посмотрел этот список. По крайней мере в России он вызывает удивление. Вейкбординг, сквош, скалолазание, роллерспорт, ушу, бейсбол и софтбол...
Я с уважением отношусь ко всем видам спорта, люди занимаются ими в разных странах мира — это вопрос приоритетов. Но борьба в этом списке совершенно не сопоставима с другими видами в этом списке.
Президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили рассказал, что первый сигнал о возможных проблемах он получил месяц назад. «Я вылетаю в Паттайю на бюро исполкома ФИЛА (Международной любительской федерации борьбы). У нас масса вопросов к президенту федерации, — сказал Мамиашвили. — Существует огромное количество параметров, по которым принимается подобное решение исполкомом МОК. Каких-либо детальных причин возникшей ситуации мы не знаем. Но около месяца назад стала известна тревожная информация.
Виталий Смирнов (почетный президент ОКР — «Газета.Ru») посоветовал мне срочно связаться с президентом ФИЛА Рафаэлем Мартинетти и выяснить, все ли нормально в наших отношениях с олимпийской семьей. Я незамедлительно потребовал у Мартинетти дать разъяснения, в ультимативной форме, но в ответ, кроме благостных заявлений, что нам не о чем волноваться, ничего не последовало.
К сожалению, все оказалось не так просто. Сейчас многие точки расставит бюро, которое начнет работу уже завтра».
«Если бы мы располагали официальной информацией, я бы обратился ко всем членам МОК, членам исполкома МОК и его президенту, — добавил Жуков. — Но для нас всех это стало большой неожиданностью. Мало кто мог такое представить.
Пока это только рекомендация, окончательное решение будет принято позже, на сессии МОК. Постараемся на него повлиять, чтобы борьба не была исключена из олимпийской программы».
Мамиашвили рассказал о реакции на рекомендацию исполкома МОК в других странах. «Возьмем Токио, который претендует на Олимпиаду-2020. Каково может быть отношение Японии к тому, чтобы потерять хорошие шансы на несколько золотых медалей в женской борьбе? Ведь они привезли из Лондона четыре награды высшей пробы, — отметил он. — В пять утра у меня был разговор с руководством федерации США: они тоже в шоковом состоянии. У них борьба включена в детскую программу обучения, ее преподают как предмет в университетах. Нет ни одних Игр, когда они не привозили медали.
Во многих странах борьба — национальный вид спорта. Кроме того, не секрет, что он социально доступен. На него не надо тратить огромные средства.
Борьбой занимается огромное количество людей со средним достатком. Мы должны разобраться в федерации и ответить на все вопросы. Прежде всего это предстоит сделать Мартинетти».
— Возможна ли его отставка?
— Не исключено любое развитие ситуации. Но есть очень жесткое желание членов бюро просто выслушать открытую и полную информацию, какие были даны рекомендации для вида спорта и для президента, какие нужно было сделать шаги, какая позиция МОК по отношению к нам, какие есть замечания закрытого характера. Бюро должно было это знать и вести кропотливую каждодневную работу, но этого не происходило. Исходя из этого, будем принимать решения. Я не сторонник того, чтобы кидаться в крайности, устраивать склоку между собой. Целесообразнее будет объединить усилия и найти пути выхода из ситуации.
Другие новости и материалы можно посмотреть на странице летних видов спорта.