В субботу египетский суд города Порт-Саид вынес смертный приговор в отношении 21 человека, обвиняемых в организации массовых беспорядков во время футбольного матча чемпионата страны в феврале 2012 года между местной командой «Аль-Масри» и каирской «Аль-Ахли», в ходе которых погибли 74 болельщика.
Всего по делу проходят 75 обвиняемых. В отношении остальных участников процесса приговор будет оглашен 9 марта. Все приговоренные к смерти являются болельщиками «Аль-Масри». Сразу после решения суда их родственники попытались взять штурмом здание тюрьмы. В результате в Порт-Саиде вспыхнули новые беспорядки, в ходе которых по последним данным погибли 36 человек, включая двух полицейских и двух футболистов, более 200 ранены.
Для установления порядка все въезды в город перекрыты, а на помощь местным полицейским направлена армия Египта.
О возможности беспорядков было известно заранее. Накануне субботнего заседания ходили слухи, что вынесение приговора может быть отложено в связи с накаленной обстановкой в городе. Вокруг здания суда родственниками обвиняемых были развернуты 40 палаток. Главной их задачей было не позволить перевезти обвиняемых в Каир, как того требовали прокуроры. Масла в огонь подлила сторона обвинения, которая в понедельник попросила рассмотреть новые свидетельства, начать судебные слушания заново и привлечь на скамейку подсудимых еще шесть человек.
Однако суд не стал рассматривать новые свидетельства, вынеся приговор в субботу. Египетские политологи считают, что суд пал жертвой давления со стороны общественности и президента Мухаммеда Мурси. Одним из самых активных сторонников обвинителей выступала фанатская группировка из Каира «Ультрас Ахлави», активно участвовавшая в революции двухгодичной давности.
На своей странице в Facebook группировка угрожала «посеять хаос по всей стране», если суд не осуществит «возмездие для матерей мучеников».
Не секрет, что часть болельщиков «Аль-Ахли» была одной из главных действующих сил на Тахрире, координируя действия по свержению бывшего президента Египта Хосни Мубарака. Трагедия на футбольном стадионе Порт-Саида стала, по их мнению, местью за участие в революции и была спланированной акцией.
С юридической точки зрения, однако, в деле было много нестыковок. Один из адвокатов стороны защиты Савфат Абдель Хамид заявил, что «с самого начала улики были слабы и недостаточны». «Согласно заключениям судебной экспертизы большинство жертв погибли от удушья, в давке, пытаясь найти выход со стадиона. Это значит, что намерения их убивать у фанатов «Аль-Масри» не было, соответственно обвинение в предумышленном убийстве должно быть переквалифицировано в участие в беспорядках или что-то в этом роде», — заявил Хамид, ждавший, что большинство подсудимых будет приговорено к тюремному сроку от 10 до 15 лет.
Сторона обвинения с этой точкой зрения категорически не согласна. «За неделю до матча со стороны фанатов «Аль-Масри» были озвучены угрозы смерти в адрес болельщиков «Аль-Ахли», если те приедут в Порт-Саид. Как можно говорить, что намерения не было», — отвечает Маналь Мустафа, член стороны обвинения.
По ее мнению, девять представителей полиции, находящихся на скамье подсудимых, виновны, во-первых, в том, что позволили фанатам «Аль-Масри» выбежать на поле, и, во-вторых, и в главных, в том, что препятствовали выходу болельщиков «Аль-Ахли» со стадиона.
«Офицер полиции Мухаммед Саад признался, что за несколько минут до начала беспорядков закрыл запасной выход, который находился за спинами приезжих фанатов. Причину он не объяснил. Это действие доказывает, что акция была спланированной и ее целью было увеличение числа жертв», — заключила Мустафа.
В свою очередь, член группировки «Ультрас Грин Иглс» Али Спайси, болельщик «Аль-Масри», уверен, что его друзей подставили: «Я присутствовал на той игре и видел странных людей, сидевших посреди нас. После финального свистка именно они подзадоривали толпу и направили ее на фанатов Аль-Ахли».