В возрасте 60 лет скончался трехкратный олимпийский чемпион по боксу в тяжелом весе Теофило Стивенсон. Причиной смерти, как сообщает АР, стал сердечный приступ, который легендарный боксер перенес ранее. При этом кубинские власти с официальным заявлением по поводу кончины еще не выступали.
Стивенсон являлся одним из самых титулованных боксеров-любителей в истории. На его счету три олимпийских золота – столько же только у венгра Ласло Паппа и соотечественника Стивенсона Феликса Савона. Свои награды Стивенсон завоевал на трех Играх подряд – в Мюнхене (1972), Монреале (1976) и Москве (1980).
При этом он нацеливался и на то, чтобы выиграть четвертые Игры, став самым титулованным в любительском боксе. Однако на Олимпиаде 1984 года в Лос-Анджелесе Куба не выступила, присоединившись к бойкоту, организованному социалистическим блоком, т.е. СССР.
А решение НОК Кубы не выставлять олимпийскую команду на Играх-1988 в Сеуле (кубинцы поддержали бойкот Олимпиады, инициированный КНДР) стало толчком для завершения Стивенсоном спортивной карьеры.
Боксом с 12 лет Стивенсон стал заниматься после того, как в спортивный зал его привел отец (Теофило сам родился на Ямайке, но спустя четыре года его семья переехала на Кубу). В 14 лет парня отправили в Гавану. Там он получил боксерское воспитание от легендарного тренера Альсидеса Сагарры, с именем которого связан подъем кубинского бокса и его доминирование в мире многие годы, а также от советского тренера Андрея Червоненко, который на Кубе помогал Сагарре развивать бокс.
Первый успех к Стивенсону пришел как раз в Мюнхене, став одним из спортсменов, которые на той Олимпиаде произвели тогда фурор, наравне с советской гимнасткой Ольгой Корбут и американским пловцом Марком Спитцем. Тогда широкая публика впервые могла оценить 20-летнего боксера с Острова свободы, который продемонстрировал как мощный удар правой, так и отточенную технику. Через два года он впервые стал чемпионом мира, а в 1976-м блеснул и в Монреале.
Тогда на пути к финалу он победил трех оппонентов нокаутами.
Не избежал его нокаутирующего удара и соперник по финалу румын Мирчу Симон, который прекратил сопротивление в третьем раунде.
После успеха в Канаде Стивенсону поступило предложение от американского промоутера Дона Кинга стать профессионалом, что могло дать возможность, в частности, встретиться на ринге с другим олимпийским чемпионом – Мохаммедом Али. Тем более что такого поединка ждали многие.
За переезд в Америку и выход на ринг против Али Кинг посулил Стивенсону $5 млн.
«Что такое миллион долларов в сравнении с любовью восьми миллионов кубинцев?»,
— ответил на это Стивенсон. Уезжать с родины он публично отказался, сказав, что ни в коем случае не променяет Кубу ни на какие деньги.
Да и кубинские власти приложили тогда все усилия, чтобы не потерять человека, который в мире достоин был звания считаться визитной карточкой островного государства. Известно, что лично от лидера Кубы Фиделя Кастро боксеру были выделены дом с несколькими комнатами под Гаваной и автомобиль. В последнее время Стивенсон занимал пост вице-президента Федерации бокса Кубы.
В январе Стивенсон был госпитализирован из-за проблем с сердцем. Выписан он был спустя месяц и был удивлен сообщениями СМИ о его тяжелом состоянии. Как оказалось, они вызвали широкий резонанс – по словам Стивенсона, ему звонили не только с Кубы, но и со всего мира, даже из Майами, где кубинец находился некоторое время в тюремном заключении после драки в местном аэропорту более 10 лет назад. Тогда он ударил одного из сотрудников аэропорта, который, по его словам, оскорбил кубинские власти.