Подводить итоги сезона надо начинать с Себастьяна Феттеля, который на протяжении всего года не дал усомниться в своем преимуществе и по праву стал сильнейшим гонщиком. Но в первую очередь, абстрагировавшись от всех преимуществ немецкого пилота, хотелось бы отметить одно его сильнейшее качество – этот человек умеет собирать быстрейшие круги.
Дело в том, что гоночное колесо работает неравномерно. Чем дольше покрышка катится, тем хуже она работает. Поэтому основная задача пилота, когда он пытается показать быстрейшее время, это прогреть резину на разогревочном круге и выжать из нее максимум во время квалификационного круга. Феттель – единственный пилот, который умеет выжимать максимум из этой процедуры от гонки к гонке.
В Бразилии, только подумайте, немец выиграл свой 15-й «поул» в сезоне!
Конечно, возникает вопрос, надолго ли Феттель сел на пьедестал «Формулы-1» и не возникнет ли ситуации, при которой боссов гонок будет не устраивать тотальное доминирование одного спортсмена, как это было несколько лет назад, когда долгое время боролись против «Феррари» и Михаэля Шумахера, которого в конце концов «ушли». Но ответить на него определенно действительно сложно, хотя рассуждать, конечно, интересно. Тем не менее делать этого не рискну, поскольку истинные механизмы «Формулы-1» мне неизвестны.
Если говорить в целом об интересе гонок с точки зрения зрительского интереса, то, разумеется, он вырос. Это произошло во многом благодаря мероприятиям, которые устраивает руководство. В частности, изменениям в техническом регламенте, которые направлены как раз на повышение зрелищности. Системы DRS и KERS работают не зря.
Кроме того, я бы пофантазировал на тему увеличения числа гонщиков по аналогии с американскими сериями. Думаю, было бы интересно видеть на старте не 25, а 45 машин. Хотя, конечно, это из области фантастики – в таком случае пришлось бы перестраивать все европейские автодромы. Но основным ресурсом повышения зрелищности я вижу выравнивание модификации болидов. В тех же самых американских гонках все модели практически идентичны, и любой пилот может претендовать как на подиум, так и на победу в чемпионате. Эталоном здесь являются даже гонки не с открытыми, а закрытыми колесами. К примеру, NASCAR, в календаре которого 36 гонок в году и три дивизиона, может похвастать потрясающей, напряженной борьбой. Помню, несколько лет назад, когда я комментировал гонки NASCAR, меня удивило, что один из гонщиков был дисквалифицирован за то, что его автомобиль оказался на несколько миллиметров ниже, чем у остальных. Там идет контроль не только за модификациями, но и за настройками автомобилей, благодаря чему на 90% машины идентичны. Именно из-за этого американские гонки такие интересные.
Считаю, что хотя бы часть этого опыта «Формуле-1» не помешала бы.
Не очень, конечно, понятно, как этот опыт перенести на «королевские гонки». Но, к примеру, в DTM сезона-2012 будут грандиозные изменения: возвращается третья марка, приходит BMW и одновременно с этим произойдут серьезные изменения техрегламента. Боюсь соврать, но порядка 40–50 узлов в новых автомобилях будут абсолютно идентичны. То есть там все равно останется простор для творчества, каждый завод сможет себя проявить, но в то же время огромное количество одинаковых узлов убивает сразу двух зайцев: повышает конкурентоспособность и снижает затраты каждого вновь пришедшего пилота. То есть это еще не монокласс, но уже что-то похожее. Вот по такому пути и надо идти «Формуле-1».
Конечно, это может быть связано с лимитированием, в частности, бюджета, против чего так агрессивно выступала «Феррари», угрожая даже покинуть «Формулу-1». Но я не думаю, что эти угрозы реальны, они метод давления. В любом случае без «Феррари», что бы ни думали в итальянской конюшне, «Формула-1» легко проживет. А вот «скудерия» без «Формулы-1» вряд ли.
Трехлетняя отлучка не могла не сказаться на Михаэле Шумахере, который, к сожалению, не смог вернуться на былые вершины.
Он, конечно, статистом не выглядит, но уже и не Красный барон, которого мы знали на протяжении семи звездных сезонов. И меня это, честно говоря, удивляет. Я был уверен, что он начнет быстро ехать в середине этого сезона. Будем надеяться, что он начнет бороться за призовые места в следующем году. Хотя тот факт, что он выглядит значительно слабее своего более молодого соперника по команде Нико Росберга, это звоночек. С другой стороны, Михаэль всем уже давно все доказал и, будучи фактически на пенсии, имеет полное право кататься в свое удовольствие.
Что касается Виталия Петрова, то сначала хотелось бы сказать о последнем Гран-при Бразилии. Меня, честно сказать, шокировал второй сегмент квалификации. Я видел, насколько россиянин был быстрее своего партнера по команде Бруно Сенны в первом сегменте, ожидал такого же пилотажа во втором, но в итоге он проиграл бразильцу чудовищно много. Таких чудес не бывает. Я не понимаю, в чем здесь проблема, и не могу объяснить такой провал. Может быть, он не смог собрать быстрый круг, но тогда возникает вопрос, почему новичок Сенна смог. Странная ситуация. Дальше в гонке он сделал что мог, ехал разумно и принес команде единственное очко.
Ну а в целом грустный сезон, который начался с мажорной ноты – третьего места в Гран-при Австралии.
Однако к Виталию, как к водителю, у меня претензий нет. Я недоволен командой. Уверен, что «Лотус-Рено» постоянно выбирал неправильную тактику. Кроме того, рядом с Петровым нет опытного и быстрого пилота, которым мог бы быть Роберт Кубица. Виталий еще не готов исполнять роль первого пилота.
Хочется надеяться, что в следующем сезоне Петров останется в команде, несмотря на слухи о возможном уходе. Если он уйдет на более быстрый автомобиль, это будет неплохо. Если же случится так, что россиянину придется пропустить один, а то и два сезона, это очень плохо. Ему придется начинать все с начала. С другой стороны, это не конец света. Есть много других российских пилотов, которые способны заполнить нишу, в которую Россия пробилась. Тот же Михаил Алешин, который будет не медленнее Виталия, а, может, даже быстрее.
Главным разочарованием сезона стал, наверное, Ник Хайдфельд. Немецкий пилот вернулся, бесславно выступил и ушел в небытие. А главными открытиями сезона назову двух пилотов «Сахары Форс Индии» Адриана Сутиля и Пола ди Риесту.
Подготовил Сергей Демидов.
Последние новости из мира «королевских автогонок», а также положение пилотов в чемпионате мира и команд в Кубке конструкторов можно узнать на странице «Формулы-1».