Главный тренер сборной России по шахматам Евгений Бареев подал в отставку. Произошло это после неудачного выступления российской команды на командном чемпионате мира в китайском Нинбо, где россияне заняли четвертое место, пропустив вперед сборные Армении, Китая и Украины.
Командный чемпионат мира считается вторым по престижности турниром после Всемирной шахматной Олимпиады, на которой россияне заняли второе место, впервые с 2004 года завоевав медали.
Однако неудача в Нинбо перевесила успехи Ханты-Мансийска и Бареев, на которого обрушился шквал критики, решил уйти.
«Анализ причин неудачного выступления главной мужской команды на чемпионате мира в Китае будет проведен правлением Российской шахматной федерации совместно с тренерским советом, членами наблюдательного совета РШФ и шахматной общественностью. Кандидатуры на пост нового главного тренера будут также обсуждены на ближайшем тренерском совете», — говорится в сообщении официального сайта РШФ.
После турнира в Нинбо сборная России лишилась титула, которым она владела с 2005 года. Потерпев три поражения в девяти турах, российская команда не смогла завоевать даже медалей. После чемпионата можно окончательно с уверенностью констатировать грустный факт: доминирующей державой в шахматах Россия уже не является.
Одной из главных причин неудачи считаются просчеты руководства сборной.
В частности, Евгения Бареева, который совмещал посты одного из руководителей федерации и тренера сборной.
«Наша сборная не просто не заняла первое место, а сыграла гораздо ниже своих возможностей, — считает главный редактор журнала «64 – Шахматное обозрение» Марк Глуховский. — Когда люди играют на пределе возможностей и их кто-то обходит на финише, как было на Олимпиаде в Ханты-Мансийске, где мы немного уступили Украине, тогда можно говорить о невезении, неудачном раскладе и т.д. А когда такого уровня сборная играет явно ниже своих возможностей, то здесь имеет смысл говорить о тренерских просчетах».
«Команда – это не сумма индивидуальных рейтингов, — сказал Глуховский «Советскому спорту». — Есть некая командная химия: взаимодействие между игроками, их умение в нужный момент сгруппироваться, почувствовать, что на соседней доске дела не так хороши, и подставить плечо товарищу, выжав максимум из своей позиции. И вот именно за это отвечает главный тренер».
«Мне кажется, что настал определенный кризис в руководстве команды, — рассказал журналу «Огонек» гроссмейстер Александр Халифман. — По составу-то проблем никаких нет: с такими шахматистами можно добиваться оптимального результата. А его нет. Почему? Вопросы к управленцам. Мне лично кажется, что шахматисты наши какие-то перенапряженные, закрепощенные, причем из-за того, что от них непременно требуют успеха. Играть под таким давлением очень тяжело».
Другие материалы можно посмотреть на странице шахмат.