Заслуженный артист России Алексей Глызин в интервью перед Новым годом рассказал про свои спортивные и особенно футбольные увлечения. Поговорить с одной из звезд отечественной эстрады оказалось не так-то просто из-за загруженного концертного графика певца. В начале месяца он выступал в рамках передачи «Музыкальный ринг» на одном из телеканалов. А в день, когда удалось-таки с ним побеседовать, Алексей уезжал на гастроли в Донецк. Спортивная тема певцу, выступавшему в 80-е годы в составе известной группы «Веселые ребята» с такими шлягерами, как «Не волнуйтесь, тетя», «Автомобили», а позднее успешно продолжающим сольную карьеру, отнюдь не чужда.
— Помимо того что вы играете в футбол, известно, что вы любитель экстремальных видов спорта, вам небезразличны автогонки, вы занимаетесь единоборствами. Так что из этого вам все-таки ближе?
— Единоборствами я уже отзанимался. Что касается интересов, то я их по порядку никак не разделяю. Просто каждое из этих хобби имеет для меня свою, как бы это сказать, истину. Вот сейчас я еще освоил легкомоторный самолет Як-52, начинаю пилотировать на нем обычно с апреля. Сейчас есть еще одно предложение. Мой замечательный друг Стас Пьеха предложил мне в начале следующего года испытать себя в состоянии невесомости в аэродинамической трубе, где можно управлять своим телом как угодно.
Мне импонирует связывать себя с чем-то необычным, экстремальным, да и любому человеку, как я думаю, было бы здорово испытать себя в разных ипостасях.
— Думается, что с тем же успехом вы могли бы себя попробовать и в болиде «Формулы-1», который также испытывается в этой трубе.
— Это значительно сложнее. Здесь другие требования, нагрузки на тело, нельзя забывать и о возрастном ограничении. Конечно, я мечтал бы прокатиться на такой машине, но это не так просто, как кажется. К примеру, на ней даже не так просто тронуться. Болид – это такой сложный аппарат, которым нужно еще научиться управлять.
— Что ж, давайте поговорим про самый популярный вид спорта. Какое он место занимает в вашей жизни?
— Имеете в виду футбол? Это не просто удовольствие, а часть моего естества, моего «я». В футбол я играю с детства, начиная с дворовых баталий, битья стекол, вызова родителей в школу и т. д. Т. е. это все классика жанра.
— Сейчас ведь вы играете в команде звезд эстрады «Артист».
— Да, в ней собрались единомышленники, друзья, люди, которые друг друга понимают, с радостью приходят на тренировки, причем регулярно – в понедельник и четверг к 11 утра. У нас сложился коллектив, в котором каждый друг другу придет на помощь. Это большая дружная семья. Да, в ней есть разные люди, но их всех объединяет любовь к футболу и спорту вообще. Сначала наша команда имела несколько другую аббревиатуру, теперь же это ФК «Артист», президентом которого является Николай Трубач. Нашими тренерами являются прославленные футболисты, такие как Егор Титов, Дмитрий Аленичев, Александр Ширко, Юрий Ковтун. В ходе принципиальных матчей в других городах они не только тренируют, но и выходят на поле и активно включаются в игру.<1>
И с такими людьми стыдно играть плохо.
Да, мы не профессиональные футболисты, но главное – это желание и стремление быть похожими на наших футбольных кумиров.
— Насколько известно, вы играете на позиции правого полузащитника.
— Чаще я даже играю крайнего защитника.
— Есть ли у вас кумир среди игроков на вашей позиции?
— На этой позиции не знаю, а так, Эдуард Стрельцов был для меня одним из футбольных гениев. Лев Яшин был человеком, который прославил наш футбол.
— Но это из советского времени. А из российского, наверное, те же Аленичев, Титов?
— Да, и Аленичев, и Егор, и Валерий Карпин, тренирующий сейчас «Спартак».
— Вам доводилось приезжать на тренировки красно-белых в Тарасовку. Когда вы там были в последний раз?
— Это было года три-четыре назад. Сейчас, конечно, такой возможности нет. Я приезжал на тренировки нашей команды летом, хотя посторонних людей туда не пускали. Для себя я хотел почерпнуть, как проводятся тренировки, как тренер взаимодействует с футболистами, как игроки ведут себя на поле.
— Довелось найти сравнение вашего исполнения с футболом «Спартака». Мол, и вы всегда поете сами на всех выступлениях, и «Спартак» играет в «живой» футбол.
— Да, я также в профессиональном плане предпочитаю все натуральное — живую работу, живые концерты. Все должно быть по-настоящему, как в последний раз. Использую только «минусовую» фонограмму (фонограмма музыкального сопровождения — прим. «Газеты.Ru»).
— Сколько лет вы уже болеете за «Спартак»?
— Как начал увлекаться футболом. Эмоций при этом переполняет много, и радостных, и не очень. Но команду тут себе не выбирают.
— Многие сейчас имеют ностальгию по «Спартаку» эпохе Олега Романцева. Есть ли у вас подобное чувство?
— То время было очень хорошим. Команда была тогда неоднозначной, выглядела ярко, показывала атакующий футбол. Неслучайно она привлекла так много болельщиков.
— Как вы относитесь к нынешнему главному тренеру красно-белых?
— Присматриваюсь.
Мне пока не совсем понятно, к чему он приведет команду.
— Слышали о последних акциях фанатов «Спартака» вроде того, что было за границей, в словацкой Жилине?
— Я против такого рода проявлений болельщицкой активности, поскольку тем самым они создают проблемы не только себе, но и «Спартаку». Все это происходит на фоне некорректного поведения некоторых фанатов. Есть такое ощущение, что кто-то приходит не просто болеть за свою команду, а устраивать бесчинства. Это, к сожалению, уже стало системой, что является для нас плохим предзнаменованием.
— А что скажете о так называемой «баннерной» войне на трибунах во время матчей?
— Это как раз проявление любви и преданности к команде. Баннеры – это замечательный ход, потому что не угрожают ничьей жизни. Если в них ничего оскорбительного, то есть все в допустимых пределах легкого юмора над соперником и его болельщиками, то все это нормально. В обратном случае это все неоправданная глупость и жестокость.
— Сколько игр «Спартака» вам удалось посетить в этом году?
— Я был только на двух матчах нашего чемпионата, поскольку в силу моей профессии мне удавалось это сделать крайне редко.
— Пару раз вас доводилось видеть на матчах в Черкизове с участием «Локомотива».
— Там находится тренировочная база нашей команды, и, следовательно, у нас есть отношения с клубом. Мы устраиваем встречи, благотворительные концерты и акции с участием болельщиков «Локомотива».
— Что-то испытываете к «Локо»?
— Моя мама работала в МПС, когда еще им руководил Борис Бещев, именем которого был назван известный турнир. Помню, что она работала в здании у метро «Лермонтовская», нынешние «Красные ворота». Таковы мои детские ощущения.
— Вы наверняка в курсе тех преобразований, которые сейчас проводятся в нашем футболе. Как, к примеру, относитесь к переходу на систему «осень-весна»?
— Почему бы не попробовать? Да, критики много. Ругают, к примеру, и ЕГЭ в образовании.
И переход на «осень-весну» — это те грабли, на которые нам придется наступить, чтобы потом сделать выводы и принять правильное решение.
— Как вы встретили новость о том, что Россия примет чемпионат мира в 2018 году?
— Для меня это было неожиданно, потому что я не ожидал такого. Ведь ФИФА решил отдать чемпионат стране, которая является во многом нестабильной, где могут случаться всякие изменения, веяния, даже революции. И кто знает, что случится через следующие 7,5 лет.
— Как-то по радио рассуждали, кто из отечественных артистов гипотетически может выступить в ходе концертов, посвященных этому чемпионату. У вас нет желания поучаствовать в таком мероприятии, например накануне открытия турнира?
— Я бы с удовольствием. Думаю, это мечта каждого исполнителя — таким образом представлять свою страну.<2>
— То есть вознаграждение за участие в концерте или концертах здесь отходят для вас на второй план?
— Да, это как раз тот самый случай, когда деньги ничего не значат. Недавно я был на хоккейном Кубке Первого канала, был на матче наших с финнами. После второго периода, когда мы разгромили соперника, мне пришлось уехать на съемки. Вы наверняка знаете, что перед игрой, уже после разминки, команды выстраиваются на льду и звучат гимны. И в этот момент что-то подкатывает к горлу — это необъяснимое чувство. То же самое будет и перед чемпионатом мира. Согласен, что это огромные перспективы для развития не только футбола, но и нашей страны, что показал уже ЮАР. Только надеюсь, что ничего у нас в ходе подготовки к соревнованиям не разворуют.
— Вопрос теперь не про футбол. Известно, что ваша супруга в прошлом выступала в художественной гимнастике. Смогла ли она привить вам любовь к этому виду спорта?
— Я с 1989 года наблюдаю за художественной гимнастикой, поскольку тогда проходил чемпионат мира в Сараево и сборная СССР тогда стала чемпионом в групповых упражнениях. В той команде выступала и моя супруга. Сейчас она работает в качестве постановщика в команде, готовящейся к чемпионату мира по эстетической гимнастике – похожему виду спорта, в котором несколько другие нормативы и правила в плане композиций, элементов. Это так же красиво и эстетично. Да и вообще художественная гимнастика – красивый вид спорта, в отличие от более травмоопасной и жесткой спортивной гимнастики.
— В заключении хотелось бы спросить, как собираетесь встречать Новый год.
— Куплю себе костюм зайца и буду бегать за волком и за волчицами (улыбается).
— Ввиду вашей профессии, вам наверняка придется встречать этот праздник чуть ли не на сцене, в условиях концертного графика?
— А у нас так уже в течение многих лет происходит, поэтому ничего удивительного в этом нет. Для нас это привычное дело, когда с середины декабря идут так называемые «ёлки».