В Зальцбурге завершились слушания комиссии IBU по делам российских биатлонистов, обвиняемых в употреблении допинга. В процессе слушаний генеральный секретарь IBU потребовала дисквалифицировать Альбину Ахатову и Екатерину Юрьеву на два года, а Дмитрия Ярошенко — на четыре.
В австрийском Зальцбурге завершились слушания комиссии Международного союза биатлонистов (IBU) по делам российских спортсменов, обвиняемых в употреблении допинга — олимпийской чемпионки Альбины Ахатовой, Екатерины Юрьевой и Дмитрия Ярошенко. В пятницу комиссия в течение пяти часов заслушала дело Юрьевой, а затем дело Ахатовой. Делом Ярошенко комиссия занималась в субботу.
«Все было строго и сурово, как будто суд над преступниками за какие-то реальные ужасные преступления», — поделилась своими эмоциями от слушаний в интервью телеканалу «Спорт» Екатерина Юрьева (на фото).<2>
«Сегодня все проходило долго, нудно, трудно, — рассказал агентству «Весь спорт» после завершения работы комиссии в пятницу адвокат российских спортсменов Тагир Самокаев. — Казалось, даже воздух в помещении какой-то вязкий… Кого-то это, может быть, напрягает, журналисты, возможно, увидели бы в ней что-то необычное, но для меня эта ситуация нормальная, привычная. Я не первый раз имею дело с антидопинговыми или арбитражными органами спортивных организаций. И атмосфера, которая сложилась сейчас на слушаниях в Зальцбурге, на самом деле, ничем не отличается от атмосферы, которая была, например, на слушаниях в Арбитражном спортивном суде в Лозанне (CAS) по делу Алины Кабаевой и Ирины Чащиной. Все прошло по стандартному сценарию: выступления представителей, прения сторон, вопросы и ответы... Думаю, пока еще рано что-то конкретизировать. В двух словах объяснить сложно, а больше — будет уже излишне, избыточно. Пока я не готов, точнее, не хочу что-то комментировать, оценивать. Сегодняшние слушания никак не изменили моей оценки перспектив дел.
Не могу сказать, что у меня появился сверхоптимизм или прибавился пессимизм. Я просто работаю.
А оценить, как все сработано, можно будет только после того, как мы получим решения специальной Комиссии IBU. Нам сегодня сказали обычные слова, которые говорили и в CAS: решение будет объявлено так быстро, насколько это возможно. Значит, ждать осталось немного».
Интересы IBU на слушаниях представляли два человека: генеральный секретарь этой организации Николь Реш и исполнительный директор Мартин Кухенмайстер. В основном на слушаниях выступает Реш. <1>В пятницу в своем вступительном слове перед началом слушаний она обратилась к арбитрам — председателю доктору Кристофу Веддеру (Германия), доктору Петеру Фрею (Швейцария) и Дэвиду Уильямсу (США) — с требованием дисквалифицировать российских биатлонистов на следующие сроки с момента отстранения от участия в соревнованиях: Альбину Ахатову (одна положительная допинг-проба) и Екатерину Юрьеву (две) — на два года, Дмитрия Ярошенко (три) — на четыре года.
Один из руководителей IBU на условиях анонимности уточнил, что и две положительные пробы Юрьевой, и три положительные пробы Ярошенко считаются одним нарушением; однако для Ярошенко множественность положительных проб решили считать отягчающим обстоятельством, потому что каждая следующая из трех положительных допинг-проб показывает все больший уровень концентрации эритропоэтина (ЭПО) в организме.
8 июня 2008 года исполком Международного олимпийского комитета принял правило, действительное для всех нарушений антидопинговых правил, совершенных не ранее 1 августа 2008 года: спортсмены, дисквалифицированные за любое нарушение антидопинговых правил на срок, превышающий шесть месяцев, не смогут принять участие не только в Олимпийских играх, которые входят в срок дисквалификации, но и в двух следующих Олимпийских играх (включая летние и зимние), следующих за сроком окончания дисквалификации. Это означает, что если требования Реш относительно сроков дисквалификации российских спортсменов будут приняты, то Ахатова, Юрьева и Ярошенко смогут выступить на зимней Олимпиаде только через девять лет, в 2018 году.
Тогда Ахатовой и Ярошенко будет 42 года, а Юрьевой — 35 лет, и все они пропустят домашнюю Олимпиаду в Сочи.
Правда, теоретически Ахатова и Юрьева смогут принять участие в летней Олимпиаде 2016 года, но только при том фантастическом сценарии, который предвещает первый вице-президент IBU четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов. Он заявил, что к 2014 году летний биатлон не будет уступать по популярности зимнему.
Пока же трем российским «подсудимым» биатлонистам остается только ждать решения комиссии IBU. Российская сторона на слушаниях пыталась донести свою версию произошедшего. Напомним, что в конце апреля член правления СБР Александр Перелыгин рассказал, что Антидопинговая комиссия СБР пришла к выводу, что российские биатлонисты Альбина Ахатова, Екатерина Юрьева и Дмитрий Ярошенко не употребляли допинг. В официальном заявлении СБР говорилось, что Антидопинговая комиссия «пришла к выводу о недостаточности предоставленных материалов и необходимости получения дополнительной информации».<3>
За день до начала слушаний в СБР пришел пакет из IBU. Оказалось, что в первоначальных материалах дел российских биатлонистов, сотрудниками IBU (интересно, случайно или нарочно?) были вложены некоторые результаты анализов чуть ли не других спортсменов с «чистыми» пробами на допинг. «Тот факт, что лаборатория Лозанны способна совершать технические ошибки в таких вопросах, говорит о том, что наши просьбы о получении дополнительной информации и установлении конструктивного диалога с представителями лаборатории и IBU по этому вопросу, не беспочвенны, а запросы наших экспертов в адрес этих организаций с просьбой о разъяснении возникших вопросов — основаны на реальном положении дел», — прокомментировала ситуацию исполнительный директор СБР Елена Аникина.
Ну а то, почему в организме россиян появился допинг, уже стало достоянием общественности.
Дело в том, что спортсмены употребляли препарат, который не имеет названия, и основная функция которого заключается в том, чтобы защищать сердце от перегрузок. Профессор института общей генетики имени Н.И.Вавилова Сергей Курочкин, который и изобрел этот препарат, утверждает, что он допингом не является. Однако российские спортсмены уже бывали в подобной ситуации: российские лыжницы Лариса Лазутина и Ольга Данилова на Олимпиаде 2002 года были уличены в применении дарбепоэтина, который на тот момент не входил в число запрещенных препаратов, но, несмотря на это, были лишены всех медалей, завоеванных в Солт-Лейк-Сити.
Крайним же в этой истории стал врач сборной РоссииАндрей Дмитриев, который был снят со своей должности. Кстати, Дмитриев является бывшим гражданским мужем Альбины Ахатовой и отцом ее ребенка.