В ближайшие дни Cоюз биатлонистов России (СБР) объявит результаты деятельности антидопинговой комиссии СБР по расследованию положительных допинг-проб трех лидеров национальной сборной — олимпийской чемпионки Альбины Ахатовой, чемпионов мира Екатерины Юрьевой и Дмитрия Ярошенко. Напомним, что в феврале, незадолго до старта чемпионата мира в корейском Пхенчхане, было объявлено, что эти три спортсмена применяли эритропоэтин, из-за чего были отстранены от участия в соревнованиях.
Итогом работы комиссии стал вывод, что российские биатлонисты не употребляли допинг, а препараты, которые они использовали, допингом не являются.
«Я убежден, что наши спортсмены не использовали допинг, — заявил член антидопинговой комиссии СБР, член правления СБР Александр Перелыгин. — Мы в комиссии разобрались: Ахатова, Юрьева и Ярошенко не употребляли допинг, а то, что они использовали, допингом не является. Главная проблема во всей этой истории связана с соблюдением — точнее, несоблюдением — научной методологии, обязательных международных стандартов в антидопинговой лаборатории в Лозанне».
Это сообщение также подтвердила исполнительный директор СБР Елена Аникина.
В составе антидопинговой комиссии СБР Александр Перелыгин был представлен как ведущий эксперт в области криминалистических исследований материалов и веществ.
Председатель антидопинговой комиссии СБР Елена Аникина прокомментировала заявление Александра Перелыгина. «Действительно, методология, с помощью которой у наших биатлонистов якобы нашли допинг, очень слабая. Полученные результаты можно истолковывать совершенно по-разному, даже прямо противоположно. Подробнее говорить не буду. Мы затрагиваем действительно очень серьезные вопросы. Но мы не будем их замалчивать, обязательно изложим свою точку зрения нашим коллегам из IBU на слушаниях в Зальцбурге 8–10 мая», — рассказала Аникина.
В начале апреля СБР получил из штаб-квартиры IBU в Зальцбурге официальные результаты допинг-проб B Альбины Ахатовой, Екатерины Юрьевой и Дмитрия Ярошенко. Тут же к работе приступила созданная еще в конце февраля антидопинговая комиссия СБР. Согласно правилам IBU, у СБР была возможность провести внутреннее расследование и анализ допинг-проб в течение 30 дней со дня получения официальных данных от IBU.
К концу апреля работа была завершена, и ее итоги довольно неожиданно подарили надежду на то, во что, наверное, не верили уже и сами спортсмены, — на их реабилитацию.
«Для нас обвинение в употреблении допинга было страшным шоком, — рассказала Альбина Ахатова в эфире телеканала «Спорт» спустя несколько дней после объявления о применении ею и еще двумя российскими спортсменами допинга. — Я до сих пор в это не верю. Я была на сборах после этапов Кубка мира. Уже перед вылетом в Москву мне позвонили и сказали, что проба А дала положительный результат. К тому же мне на электронную почту пришло письмо от IBU, где было сказано об этом. Я не считаю себя виновной, потому что не употребляла никаких запрещенных препаратов. Серьезно настроена на то, чтобы разобраться в этой ситуации».
Отрицали свою виновность и Юрьева с Ярошенко. Отметим, что, согласно исследованиям антидопинговой лаборатории IBU, все трое россиян употребляли «эритропоэтин кустарного производства».
Вообще ситуация с допингом трех ведущих российских биатлонистов вызвала большой резонанс.
Бывший президент СБР Александр Тихонов даже выступил с заявлением, что, мол, он все знал заранее. «Знающие люди прекрасно знали, что происходит, и, когда сейчас все вдруг начинают говорить «Ой, а мы ничего не знали про допинг» — это неправда.
Более того, происходят все эти вещи не только в биатлоне, но и в других видах спорта. Последний раз благодаря старым связям нашу команду предупредили: «Все, ребята, эти фокусы больше не проходят». Я пошел к некоему доктору — тем, кому это нужно, его фамилия известна. Прямо спросил его: «Химичишь или нет?» Он сказал: «Нет, что вы, ничего запрещенного». После этого я пошел к одной из спортсменок. Не буду называть ее имени. Открываю дверь — глаза опущены… Я ее спрашиваю: «Ты интересуешься, что за препараты тебе колют?» Она говорит: «Ну, я один раз спросила, что это, а доктор сразу: не твое дело, подставляй и иди». Я пытался договориться с тогда еще Росспортом, чтобы этого доктора убрать подальше от нашей команды, но мне заявили, что, оказывается, этот вопрос не в нашей компетенции. Повлиять на ситуацию тогда я не смог. А получили мы в итоге то, что получили».
Даже если аргументы антидопинговой комиссии СБР не убедят представителей IBU и наказания российским спортсменам избежать не получится, то в любом случае подобные исследования не пройдут даром. В конце концов, в нынешнем сезоне на допинге из числа россиян были пойманы не только трое вышеуказанных биатлонистов, а и еще несколько спортсменов, в частности лыжница Наталья Матвеева. И определенно главные проблемы находятся не в антидопинговой лаборатории IBU, а где-то, сколь ни грустно это признавать, в нашей стране.
Важность борьбы с допингом в спорте отметил в понедельник и президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с членами Попечительского совета Фонда поддержки олимпийцев России, который он возглавляет. Глава государства также обратил внимание на необходимость системной работы по подготовке олимпийцев.
«На новый уровень необходимо поднимать спортивную медицину, включая и антидопинговый контроль, потому что с этим ситуация у нас непростая
», – цитирует Медведева ИТАР-ТАСС.
«Вы знаете ряд последних печальных результатов, которые мы понесли», – напомнил президент об уличении в применении допинговых препаратов нескольких российских биатлонистов-олимпийцев.
«Это по сути превратилось в государственную проблему, и решать ее надо, в том числе, с государственным участием», – заявил Медведев.
Президент сделал акцент и на подготовке олимпийцев, призвав, в частности, использовать для этого систему грантов. Важным направлением Медведев назвал и развитие детского и юношеского спорта.
«В 90-е годы такого рода работа деградировала, и сейчас мы думаем о восстановлении такой системы, потому что без возрождения детского и юношеского спорта, развития нашего спорта быть не может», – убежден глава государства.
Президент также указал на то, что если не принять определенные решения, то могут возникнуть проблемы с состоянием здоровья нации.
Другие новости можно посмотреть на странице Олимпиады-2010.