— Как прошли сборы в Финляндии? Чем занимались в свободное время?
— Воздухом дышали, рыбу ловили, ее же и ели. А в промежутках тренировались и играли в волейбол. Можно сказать, что с погодой повезло, только первые пару дней было холодновато и шел дождь.
— Очередной волейбольный сезон завершился. Подведите, пожалуйста, его итоги для «Факела»...
— Сезон прошел неплохо. Заняли седьмое место. Конечно, хотелось бы попасть в плей-офф. Но регламент этого года не позволил нашей команде занять более высокое место. Но сыграли как сыграли, смогли выйти в Финал четырех Кубка ЕКВ.
— Не жалеете о проведенном сезоне в не самой сильной команде?
— Нет, не жалею. В Финале четырех мы играли, показали довольно-таки приличный результат.
— До этого вы провели сезон в «Динамо-ТТГ» и почти не играли…
— Да, играл мало.
— В какой момент поняли, что не будете основным связующим из-за того, что в команду пришел Ллой Болл?
— Где-то в середине сезона. До этого играли и он, и я. А потом он окончательно стал основным.
Но я больше накопил физических сил, потом пришел в сборную и провел очень неплохой сезон за команду страны. Одно наложилось на другое.
— Какие качества позволяют вам уже много лет выступать за сборную страны?
— Это надо у людей спрашивать, которые рядом со мной играют или смотрят со стороны. Я могу сказать только, что мне пока еще хочется играть, мне это нравится, поэтому я и играю. Вот спросите, например, у доктора. Он лучше знает.
Переадресую вопрос доктору сборной России Юрию Трегубову:
«В первую очередь, это отсутствие травм. Вадима бог миловал. Ведь не секрет, что многие высококлассные игроки именно из-за травм вынуждены рано покидать профессиональный спорт. А также целый комплекс факторов: у Вадима потрясающая сила воли, уникальные природные данные, структура мыщц, отношение к режиму, отсутствие вредных привычек. Организм позволяет, нужно пользоваться этим и продолжать играть. Такие люди рождаются раз в тысячелетие».
— Вы с Гранкиным совершенно точно будете членами команды России на играх Мировой Лиги и Олимпиаде, поскольку Олега Самсонычева определили в ближайший резерв. Расскажите о Сергее.
— Он молодой, очень перспективный, с хорошими данными, хорошей техникой. Иначе он бы и не появился в сборной. Кроме того, у него уже есть опыт участия в крупных международных соревнованиях.
А опыт для связующего — самое главное.
— Владимир Алекно рассказывал, что после того, как Гранкин поработал вместе с вами в сборной, он очень прибавил и как клубный игрок…
— Мы общаемся с Сергеем на игре по поводу игры, за площадкой — о жизни. Вот и все.
— Немного о возвращении в Белгород. Главный тренер Геннадий Яковлевич Шипулин говорил, что многих воспитанных в «Белогорье» игроков высокого класса клуб не может удержать по причине недостатка средств. Что изменилось в команде, и почему так много игроков возвращаются в родной клуб в следующем сезоне?
— Видимо, что-то изменилось. В лучшую сторону. Не секрет, что многие игроки, выступавшие за «Белогорье» не один сезон, никуда не хотели уезжать. Теперь финансовое состояние клуба улучшилось, вот мы и возвращаемся домой. Ведь для профессионального спортсмена один из основных факторов, влияющих на выбор клуба, именно материальный. Но помимо этого важна значимость клуба, его достижения. Большое значение имеет и то, будет ли человек в клубе играть, или сидеть в запасе. Если говорить о тренере, то бывает по-разному: игрок приходит в клуб, зная, кто будет тренером, либо узнает о нем непосредственно перед началом сезона.
— Вы посещаете игры молодых воспитанников клубов, в которых играете?
— Да, бываем, ходим, смотрим. Особенно на финальные соревнования. Очень часто нас просят провести награждение. Мы общаемся с молодыми игроками, они задают вопросы, мы отвечаем. Мы, взрослые, не закрыты для молодежи. Конечно, не все они в дальнейшем попадут во взрослую команду, но в конечном итоге наше общение идет на благо будущему клуба.
— Вас тренировали многие известные специалисты. Расскажите, какие бывают тренеры?
— Тренер — тот же самый начальник. У одного характер лучше, у другого хуже. У одного интереснее поставлен тренировочный процесс, но хуже характер, у другого — наоборот. Например, Валентин Васильевич Жуков. Я тогда еще совсем молодым был. Он держал нас в ежовых рукавицах, использовал подход «кнута и пряника». Но уже тогда я понимал, что это было правильно. Примерно то же самое и у Шипулина. Сейчас структура работы клуба четко отработана. А когда мы только пришли в белгородскую команду, такой наработки еще не было. Мы развивались вместе с тренером. С Вячеславом Алексеевичем Зайцевым мы договаривались: находили золотую середину между его предложениями и предложениями игроков.
Если говорить о наставнике национальной сборной, то Алекно хочет, чтобы четко выполняли все его указания. Без обсуждения, хорошо это, или плохо. Мы сначала должны все выполнить, а потом уже анализировать.
— Вы согласны с подбором игроков для сборной России, сделанным Алекно?
— Я пока действующий игрок, а не тренер. Не то, что сборную, даже еще никакой клуб не тренирую. И я особенно не отслеживаю игроков других команд, не могу сказать, кто в каком амплуа сейчас сильнейший. Можно было бы немного пофантазировать эту тему, но я пока еще не собираюсь заканчивать карьеру игрока. И тем более, не знаю, буду ли я тренером. Вот закончу играть, тогда и поговорим по этому поводу!