— В ледовом дворце на Ходынке я бывал уже не раз, — сказал Саша. - В том числе, весной на чемпионате мира по хоккею. Тогда, считаю, нашей сборной не повезло. Ребята были достойны большего, чем бронзовые медали. А сейчас - все по делу. Хотя, естественно, по рангу эти турниры сравнивать нельзя.
— Сами вы - человек достаточно спортивный. Если не ошибаюсь, у вас все началось с динамовской школы №210, что в Москве на улице Марии Расковой?
— В общем, да. Но сначала я учился в другой школе - 538-й на Каховке. И уже тогда вовсю занимался дзюдо в обществе «Динамо». Когда стартовали сборы, то нужно было отсутствовать по неделе, а то и больше. Поэтому я перевелся в специальную школу, чтобы грамотно совмещать занятия с учебой. Там, в 210-й, были как обычные классы, так и спортивные.
Вместе со мной, например, учились знаменитая легкоатлетка Иоланда Чен, неоднократная чемпионка по фехтованию Марина Соболева…
— И вы за свои достижения получили черный пояс.
— Это случилось в 1978 году, перед тем, как меня забрали в армию. Различные интриги не позволили мне продолжить спортивную карьеру. Будучи юношей, я выступал на чемпионате Москвы. Занял 2-е место. И выиграл при этом у тех людей, у которых не надо было выигрывать. Потом при прохождении медкомиссии мне предложили скрыть то, что я мастер спорта и представляю общество «Динамо». Пришлось так и сделать. В итоге меня направили в далекий немецкий город Плауэн в роли заряжающего танка Т-55. На этом, собственно, спортивная карьера и закончилась. Два года я нес службу в Германии - там «защищал родину».
— Если говорить о самых популярных видах спорта - футболе и хоккее - какой из них вам нравится больше?
— Трудно сказать. Нравятся оба. В детстве я играл в хоккей. Даже за сборную двора выступал. У меня отец - столяр-краснодеревщик. Делал клюшки, приносил их домой. С этим проблем не было. Но профессионально заниматься «шайбой» не довелось. По сравнению с футболом это дорогостоящий вид спорта. Тут ведь нужны условия, форма, школа: необходимо иметь неплохую технику скольжения. Площадку надо заливать. Раньше-то почти в каждом московском дворе зимой «коробка» со льдом была. А сейчас даже при большом желании не всегда найдешь. Очень жаль, что новая Россия пока не переняла этот ценный советский опыт.
— Зато в футбол вы играли на более высоком уровне…
— Это точно. Сначала за команду музыкантов «Фортуна», а потом - за «Старко». Я выступал, как правый крайний нападающий. Одно время в моем доме бывали такие мастера, как Рамиз Мамедов, Игорь Ледяхов, Виктор Онопко, Юрий Гаврилов.
Разумеется, я играл не раз вместе с ветеранами, легендарными футболистами. Не могу сказать, что мы с ними были большими приятелями по жизни, но общались легко и с удовольствием.
— А болеете как? Бурно выражаете эмоции?
— В детстве? Как мог болеть мальчишка 6-7 лет? Конечно, сначала смотрел на отца, тоже радовался, когда выигрывала его любимая команда - московский «Спартак». Ну, а когда я стал представлять общество «Динамо», тут уже с папой пошли конфликты. Моими любимыми хоккеистами сразу стали Александр Мальцев и Валерий Васильев. Я их обожал. И торжествовал, если красно-белые обыгрывали ЦСКА. Ведь мы, динамовцы, в свою очередь регулярно побеждали спартаковцев. Таким образом решались вопросы с местом любимой команды в турнирной таблице чемпионата СССР (смеется). Дома болею активно. Прыгаю, кричу, от радости начинаю долбить кулаками по стене. Мой маленький друг чихуахуа Кузя меня поддерживает. Чувствует, что я переживаю. И гавкает на телевизор!
Короче говоря, если поздно вечером показывают какой-то важный матч, то родственники знают, что моим соседям спать не придется.
— Они потом вам за бессонные ночи не выговаривают?
— Соседи сразу звонят в милицию, жалуются, называют мой адрес. Но в органах знают, что это квартира Александра Иванова. И поэтому относятся ко мне снисходительно (улыбается).
— Какие-то любопытные случаи, связанные с болением, можете поведать?
— Ой, случаев было немало. Например, в 1995-м году мы с женой по приглашению друзей поехали в Стокгольм. И когда узнали, что на турнир приезжает хоккейная российская сборная, пошли на «Глобен-Арену». Перед матчем я подарил Лене сувенирную шапку с рогами, выкрашенную в «шведские» цвета. Сели, смотрим игру. Наши выдержали сумасшедшее давление «Тре Крунур» и забили гол. Мы тотчас подпрыгнули, кричим, радуемся! Представляете реакцию трибун? 10 тысяч на нас молча косо смотрят. Вскочили-то только четыре человека: Лена, я и двое наших знакомых. Тут сборная России провела вторую шайбу. Взгляды в нашу сторону стали еще суровее. Мы тогда даже подумали, что прямо на месте и останемся, из дворца не выйдем. А супруга моя любимая сказала, мол, в сине-желтой шапке-то она за свою сойдет. Я сразу пожалел, что не купил себе такую же. Но шведы в итоге все равно выиграли. И закончилось все хорошо. Мы остались живы (смеется). А ведь вполне могли получить по полной программе…
«Газета.Ru» вела онлайн-трансляцию этого матча.