Напоминавшая мыльную оперу эпопея с переходом Александра Кержакова в «Севилью» и завершилась в духе латиноамериканских сериалов. Аккурат перед Новым годом все закончилось к великому удовлетворению всех заинтересованных сторон. Позже был подписан, разве что, контракт на поставку газа в Белоруссию.
Можно подвести первые итоги контракта века. Нет, не газового, а футбольного. Обратим внимание на несколько принципиальных моментов. Безусловно, Кержаков знал о том, что все-таки перейдет в «Севилью». Не случайно в нескольких интервью в середине декабря он подчеркивал: «Все решится до Нового года».
Функционеры «Зенита» при этом совершенно бездарно провели сопутствующую продаже самого результативного форварда последних лет PR-кампанию. Начнем с того, что в западной прессе расходы «Севильи» на приобретение российского легионера оцениваются в 5-5,5 миллионов евро. В российскую перед новогодними праздниками выкинули информацию о 15.
В эту сумму включили зачем-то предполагаемые доходы от продажи прав на телетрансляции товарищеских матчей между бывшим и нынешним клубами Кержакова. Возможно, конечно, играми заинтересуются ведущие телекомпании Великобритании, Германии и Туркменистана, но все равно вряд ли удастся на ней заработать крутые миллионы. Даже если на минуточку предположить, что благодарные севильцы заплатят бонус тем, кто умело сбил цену на футболиста, и приплюсовать еще и зарплату Кержакова за пять лет, все равно 15 миллионов выглядят явным преувеличением.
В контракте с «Севильей» не предусмотрено первоочередное право питерцев выкупить назад свою звезду. Более того, уже заявлено: в ближайшие два года Александр не вернется в «Зенит». Если у него что-то не сложится, или нынешний наставник андалусцев Хуанде Рамос, которому приглянулся Кержаков, покинет команду, то окажется недавний любимец питерской публики отнюдь не на берегах Невы.
С очень высокой степенью вероятности можно предположить, что на берегах Москвы-реки.
Вспомним крутой маршрут Дмитрия Сычева: «Спартак» — «Марсель» — «Локомотив». Напомним также, что дела Кержакова с недавних пор ведет Павел Андреев, тот же агент, что и у Сычева.
Многим показались откровенной издевкой слова прощания с форвардом президента ФК «Зенит» Сергея Фурсенко, опубликованные на официальном сайте клуба. Не говоря уж о том, что родной брат министра образования (или тот, кто пишет за него обращения) не знает разницы между употреблением частиц «не» и «ни». На это указали просвещенные питерские болельщики. В обращение оперативно внесли поправку, ветку, на которой шло обсуждение степени грамотности футбольных боссов, с официального сайта быстренько убрали.
Напомним также, что летом «Севилья» предлагала купить Кержакова. Как сообщали испанские источники, за 10-12 миллионов евро. Сейчас, если верить все тем же источникам, «Зенит» продал его вдвое дешевле. Отвергнут был и устраивающий всех вариант с арендой форварда, что позволило бы сохранить Александра для сборной и помочь ему адаптироваться в Испании.
Заметим также, что и за Павла Погребняка, и за Алехандро Домингеса питерцы заплатили их бывшим клубам (если верить осведомленным источникам) дороже, чем «Севилья» — за Кержакова.
Зато пополнить казну клуба решили за счет болельщиков. За перипетиями, связанными с трансфером половины «золотой» связки, как-то незамеченным осталось важное кадровое назначение. Пост генерального директора «Зенита» занял 24-летний Максим Митрофанов. Выпускник юрфака Санкт-Петербургского университета делает настолько стремительную карьеру, что отдельные испанские журналисты заподозрили в нем зятя президента клуба.
Это не соответствует действительности. Как сообщил корреспонденту «Газеты.Ru» руководитель пресс-службы питерского клуба Алексей Петров, новый генеральный директор вообще не женат, и у фанаток есть шансы.
Прежний гендиректор, Александр Поваренкин, сумел пережить в клубе трех президентов, но никаких судьбоносных решений никогда не принимал. Разве что поставил подпись под посланием к Е.Л. Гинеру с предложением переиграть известный скандальный матч. Другое дело, господин Митрофанов. Год он проработал в должности директора по коммерческой деятельности, управлению и развитию в ФК «Зенит». На этом посту курировал проекты, связанные с развитием базы клуба, и ценовую политику.
Даже его решение установить на второй круг сезона-2006 цены на абонементы на уровне первого нельзя назвать популярным среди болельщиков. Ведь в первой половине сезона «Зенит» играл на «Петровском» 8 матчей чемпионата России, во втором - 6. Плюс кубковую игру с «Читой».
В северной столице значительная часть болельщиков предпочитает ходить на футбол по абонементам. При этом есть фанатские сектора, а есть места, пользующиеся популярностью у среднего класса. Там тоже болеют страстно, проводя различные акции в поддержку клуба. В прошлом году цены на круговой абонемент в зависимости от ряда составляли от 2200 до 3600 рублей. В среднем четыре сотни на матч в первом круге и 460 - во втором.
Сейчас среднюю цену собираются установить на уровне 6000.
Почувствуйте разницу, господа болельщики! Теряем порядка пяти миллионов евро на «трансфере века», зарабатываем 100 тысяч на повышении цен в четырех секторах. При этом в одном из них планируют запретить столь полюбившиеся болельщикам перформансы с развертыванием баннеров.
Особой «заботой» окружены инвалиды. Несколько лет подряд они наблюдали за футбольными матчами с самых удобных позиций на дорожке «Петровского». Затем их попросили переместиться подальше от центральной линии. По официальной версии, из-за необходимости установить новые рекламные щиты, по неофициальной - по настоятельной просьбе отдельных завсегдатаев VIP-ложи. Как утверждал в одном из интервью господин Митрофанов, клуб выделяет этой категории болельщиков бесплатные абонементы. Действительно, выделяет. В сезоне-2006 целых 6. Остальные колясочники покупают за свои деньги места на трибунах, чтобы смотреть футбол с самых неудобных позиций.
Про обещание нынешнего генерального директора сделать ложу прессы если не удобной, то хотя бы пригодной для обзора всего поля, лучше не вспоминать.
Пожалуй, только на «Петровском» в России репортеры, передающие материал в номер, вынуждены спрашивать у соседей, что же происходило в том или ином эпизоде. Часть поля из ложи прессы просто не видно.
Двумя последними кадровыми решениями, связанными с продажей недавнего кумира Питера и назначением на пост гендиректора крайне непопулярной в кругах болельщиков фигуры, президент «Зенита» Сергей Фурсенко перешел своеобразный Рубикон. Резко сказано? Согласен. Только эти слова куда ближе к истине, чем словесный пропагандистский елей, обильно вылитый в комментариях после отъезда Кержакова в «Севилью».
Имея возможность распоряжаться деньгами «Газпрома», можно, конечно, не обращать никакого внимания на реакцию футбольного Питера. «Зенит» — не «Барселона» или «Реал», где президента выбирают члены клуба, не «Челси» или «МЮ», где принято считаться с мнением болельщиков и прессы. И все же: Рубикон перейден.
Теперь Дику Адвокату, пользующемуся полным доверием и поддержкой руководства, нужно добывать для президента клуба «золото» или, в крайнем случае, лигочемпионское «серебро». Третьего не дано. Хотя, конечно, цены на билеты на сезон-2007 еще не поздно подкорректировать.