Свое первое интервью у Платонова мне довелось взять в начале 90-х, когда возглавляемая Вячеславом Алексеевичем сборная СНГ принимала в Спортивно-Концертном комплексе соперников по Мировой лиге. Будучи начинающим спортивным журналистом, автор этих заметок, тем не менее, был достаточно самоуверен. Вот и с Платоновым решил побеседовать «с листа». Мэтр очень вежливо ответил на все вопросы, но попросил на следующий день принести готовое интервью на утверждение.
Внимательно ознакомившись с текстом и внеся ряд существенных поправок, Вячеслав Алексеевич выдал реплику, едва не отбившую тогда желания заниматься спортивной журналистикой: «Молодой человек, вы пришли на интервью совершенно неподготовленным. Конечно, ваш материал напечатают, потому что вашим собеседником был сам Платонов. Однако вряд ли о такой работе вы будете вспоминать с удовольствием».
Этот урок, поверьте, запомнил на всю жизнь и впредь не позволял себе являться на любое интервью без предварительной подготовки. Особенно с Платоновым. Когда накануне 60-летия мэтра мне поручили написать юбилейный материал, двое суток провел в библиотеках, изучая все связанное с жизнью и карьерой мастера. Среди прочего отыскал и один показавшийся любопытным факт.
Оказывается, Вячеслав Алексеевич сумел отбить свою будущую жену у культовой фигуры ленинградского андеграунда - лауреата Нобелевской премии Иосифа Бродского.
Мои изыскания Платонов оценил, да и ответ нашел весьма эффектный: «Не считаю, что в чем-то уступаю великому поэту. Просто в волейболе не присуждают Нобелевской премии». На традиционный вопрос, нужно ли согласовать текст интервью, Вячеслав Алексеевич сказал: «Ну, что вы! Вам я всецело доверяю». С тех пор этой фразой завершались практически все наши беседы. Как жаль, что уже не удастся больше воспользоваться этой явно льстящей журналистскому самолюбию привилегией!
Платонова похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры рядом с такими культовыми в жизни Санкт-Петербурга людьми, как Анатолий Собчак и Галина Старовойтова.
Отпевание прошло в Свято-Троицком соборе лавры, а гражданская панихида - в недавно открытой Академии волейбола Вячеслава Платонова.
Мэтр питерского волейбола, не мысливший себе работы в родной стране вне северной столицы (в его карьере были лишь зарубежные командировки в Кувейт и Финляндию), сделал роскошный подарок Санкт-Петербургу. На месте скромного тренировочного зала в кратчайшие сроки возникло уникальное спортивное сооружение, где проводит игры национального чемпионата не только Платоновский «Спартак», но и другие питерские команды. Здесь же прошло и прощание с мастером, на котором присутствовали его ученики, почитатели таланта, а также первые лица города, включая Валентину Матвиенко.
Незадолго до своей кончины великий тренер произнес поистине пророческие слова: «Теперь я уверен, что мужской волейбол в Питере не умрет». Хотелось бы верить и в то, что Платоновский «Спартак», влачащий ныне жалкое существование (команда занимает последнее место во втором дивизионе отечественного волейбола), сможет выйти на уровень, достойный Вячеслава Алексеевича.