Как это было на протяжении более сотни лет, пока в шахматном мире не произошел раскол. С тех пор чемпионы мира появлялись, как грибы после дождя, и про них в основном говорили так: «по версии ФИДЕ». Три года назад в Праге ведущие шахматисты мира договорились о проведении объединительного цикла (тогда шахматный мир признавал Владимира Крамника, победившего в матче Гарри Каспарова, либо Руслана Пономарева, который выиграл первенство мира ФИДЕ в Москве, а многие не признавали никого). В итоге провели лишь полуфинальный матч между Крамником и венгром Петером Леко, где россиянин защитил свой титул неофициального чемпиона по так называемым классическим шахматам. А когда сорвались сначала поединок между Каспаровым и Пономаревым, а затем между Каспаровым и новым чемпионом мира ФИДЕ Рустамом Касымджановым, после чего Гарри ушел в политику, терпение Кирсана Илюмжинова лопнуло.
Теперь руководитель Международной федерации шахмат, устав от всех передряг, решил провести чемпионат мира по новой схеме.
Не по нокаут-системе, куда приглашали более сотни шахматистов, а по традиционной турнирной схеме. В аргентинский Сан-Луис приехали восемь ведущих шахматистов мира. Звали и Каспарова с Крамником, а также Пономарева, но те отказались. И ФИДЕ, которая в Праге согласилась считать Крамника «классическим чемпионом мира», отказала Владимиру даже в этом титуле. А чемпионом будет тот, кто победит в Сан-Луисе.
Список участников аргентинского чемпионата действительно впечатляет. Это настоящий супертурнир, при этом на кону не просто большие деньги, рейтинговые очки и престиж, а самый что ни на есть настоящий титул чемпиона мира. Победитель получает 300 тысяч долларов, общий призовой фонд составляет миллион. Учитывая непростую экономическую ситуацию в Аргентине, многие до последнего момента не верили, что турнир вообще состоится, тем более что в шахматах нередки случаи, когда желаемое представляют как действительное. Тем не менее семь солидных мужчин и одна прекрасная женщина в аргентинскую пампу прибыли и ждут жеребьевки, которая состоится в ночь на среду по московскому времени.
Итак, в Сан-Луис приехали: действующий чемпион мира ФИДЕ Рустам Касмыджанов, экс-чемпион мира Вишванатан Ананд, победитель двух супертурниров нынешнего сезона Веселин Топалов, вице-чемпион мира по классическим шахматам Петер Леко, лучшая шахматистка мира Юдит Полгар, «Паук» Майкл Адамс. И… всего два россиянина — Александр Морозевич и Петр Свидлер. Как это ни прискорбно, скорее всего, российские шахматисты на сей раз не будут претендовать на победу. По крайней мере, в последнее время ни Морозевич, ни Свидлер не показывали чемпионской игры. А в Сан-Луисе нельзя будет играть, как в каком-нибудь Дортмунде, оправдываясь затем усталостью или неважной формой. Потому что каждый из «великолепной восьмерки» понимает, что стоит на кону.
Аргентина же, затянув пояса и поскребя по сусекам, все-таки организовала чемпионат мира.
В этой стране шахматы, как это ни странно, по популярности уступают лишь футболу и делят второе место с волейболом, баскетболом и автогонками.
При этом в Аргентине не было ни одного чемпиона мира, да и самым выдающимся гроссмейстером до сих пор считается Мигель Найдорф, уважаемый в свое время шахматист, но звезд с неба не хватавший. В 1927 году в Аргентине прошел матч за звание чемпиона мира между Хосе Раулем Капабланкой и Александром Алехиным, где Алехин отобрал титул у легендарного кубинца и стал первым советским чемпионом.
Восемь участников чемпионата мира до 15 октября проведут по 14 партий — в два круга. В случае если несколько победителей турнира наберут одинаковое количество очков, 15 октября пройдет «тай-брейк» — серия из коротких партий. Контроль же во время чемпионата будет классическим, ни о каких «нокаутах» речи не идет. За две с половиной недели участникам будет предоставлено лишь три выходных дня.
По приезде в Сан-Луис шахматисты неохотно общались с журналистами, но какие-то яркие выражения из их уст представители прессы все-таки выдавили. «Как я отношусь к тому, что могу стать первой женщиной — чемпионом мира среди мужчин? Волнуюсь, конечно. Но сделать это будет очень тяжело», — отметила Юдит Полгар. «Систему проведения чемпионата мира, какая будет в Аргентине, считаю идеальной. На судьбу повлиять не могу, просто скажу, что победитель будет настоящим чемпионом», — это мнение Веселина Топалова.
А Ананд, который считается главным фаворитом и прилетел в Сан-Луис позже всех, с невозмутимым видом раздавал автографы. Индиец сразу же отправился любоваться достопримечательностями, благо шахматисты будут соревноваться на берегу живописнейшего озера. Зал построили аргентинцы специально к чемпионату мира. Так что дедушке Найдорфу, которого уважали все без исключения шахматисты мира, не должно быть стыдно за свою страну. Пусть Найдорф и скончался несколько лет назад, не дождавшись столь значимого для мировых и аргентинских шахмат события. А недавний чемпионат Аргентины, который проходил в память Мигеля Найдорфа, посетил Анатолий Карпов.