А также о том, что теперь грозит суперлиге, отказавшейся подписать договор с НХЛ.
— Результат работы арбитражного комитета ПХЛ, который отдал решение вопроса по делу Грабовского на коллегию суперлиги, вас не устроил?
— Категорически. И на следующей коллегии суперлиги я поставлю вопрос о реформе этой структуры. Я, как юрист, не могу мириться с тем, что арбитражный комитет не всегда достаточно профессионально выполняет свои обязанности.
— А что вы порекомендуете?
— Нужно провести серьезный анализ. Но у меня есть конкретные претензии. Во-первых, необходимо мотивировать свое решение. Если признаете контракт некого игрока недействительным, то вы должны привести основания для такого шага. Об этом, кстати, нас просит и Спортивный арбитражный суд, считающийся высшей инстанцией. Во-вторых, мне не нравится позиция некоторых членов комитета, которые постоянно пытаются все свалить на коллегию суперлиги. Надо же брать на себя ответственность за <1>решения, а если вы этого не можете, то уступите место другим. Считаю, что арбитражный комитет должны входить не только функционеры ПХЛ и ФХР, но и независимые юристы, а также представители хоккейной общественности, которые знают эту жизнь.
— Например, люди из профсоюза?
— Я не знаю никакого профсоюза.
— Как же? А тот, который организовал Анатолий Бардин?
— Мне никто никогда никаких документов не показывал. Разговоров много, но я про такой профсоюз еще ничего не знаю.
— Расскажите о злополучном договоре между ИИХФ и НХЛ, который отказывается подписывать Россия. Сегодня истекает срок. Что решила Россия?
— Только что я переговорил со всеми руководителями клубов. Собирать их не имеет смысла, так как позиция команд не изменилась. Все против договора. Мы его подписывать не будем.
— А чехи тоже не подписывают?
— До нас дошла новость, что чехи вроде бы согласились подписать документ. Но мы созвонились и выяснили, что их позиция осталась неизменной. Они говорят «да» договору, только на их условиях. То есть с компенсацией в 350 тысяч за любого хоккеиста, который уезжает в Америку. Знаю, что НХЛ не пойдет на такие уступки.
— А на какие они пойдут?
— Гэри Беттмэн согласился с тем, что договор будет заключен на три года. Он также признал разумным требование, что хоккеисты возвращаются в свою страну, если до января они не сумели закрепиться в НХЛ (по желанию хоккеиста). Но сумма в 350 тысяч за игрока неприемлема.
— Что теперь? Могут ли подписать договор между ИИХФ и НХЛ без нас и чехов?
— Теперь ИИХФ может подписать договор без России. Но вот без России и Чехии они вряд ли это сделают. На последнем заседании ИИХФ в Цюрихе ко мне подошел разъяренный представитель Швеции и начал говорить, что, дескать, предаем семью, не подписывая договор. И они даже пригрозили никогда не играть с нами. Что я мог им сказать? Пожалуйста, не играйте. Можно подумать, в России сильно расстроятся, если они не будут с нами играть. Но вот все остальные страны поняли нашу позицию.
— Теперь расскажите о будущем в вопросе переходов игроков…
— Я не думаю, что сейчас НХЛ объявит «бандитский налет» на Россию. Сейчас тут особо и грабить-то нечего, хотя пару игроков мы еще можем укомплектовать. Но, понимаете, в НХЛ тоже нормальные люди сидят, заинтересованные в цивилизованном решении проблемы. В Америке так же не хотят никаких судов и разбирательств. Я убежден в том, что сейчас клубы будут вести переговоры друг с другом. Хотя не исключаю, что кто-то кого-то «выдернет», пользуясь отсутствием договора. Но это все будет идти от агентов, которые могут предложить не платить компенсацию, а заплатить им.
— Но ведь и мы можем кого-то забрать из Америки?
— Исключено. На игрока, который самовольно разорвет контракт без причины, в США налагаются серьезные штрафные санкции, вплоть до ареста имущества. Никто не рискнет этим, чтобы переехать в Россию. И, хотя здесь на них американские законы не будут распространяться, обратно они не смогут вернуться. На такой шаг могут пойти лишь игроки, которым нечего терять в США. Здесь-то американские законы не имеют силы.
— Значит, наши могут спокойно убегать в США?
— А вот, чтобы исключить это, мы и направили обращение к депутатам Государственной думы, чтобы они наконец внесли изменения в закон о профессиональном спорте. Мы уже неоднократно просили об этом, но пока ничего не получалось. Нам нужно, чтобы взаимоотношения между клубом и игроком регламентировались только контрактом, а не общим законом. И тогда мы вправе вписывать такие же санкции, которые существуют в Америке, в договоры с нашими игроками. Только так мы прекратим самовольный отъезд хоккеистов.