За первые дни чемпионата лидер нашей сборной стал главным ньюсмейкером. Совершенно непонятно, зачем питерский фигурист нанял московского пиар-директора. Бесплатный пиар Евгению был обеспечен с того момента, когда началось обсуждение его здоровья.
Многие поклонники питерского фигуриста взялись за изучение анатомических атласов, чтобы найти неизлечимые связки. Самыми востребованными собеседниками для всех аккредитованных на турнире российских журналистов были менеджер Арарат Закарян и тренер Алексей Мишин. Евгений ограничился кратким комментарием после короткой программы: «Чувствую себя лучше, чем перед квалификацией. Катаюсь как могу, нисколько не расстроюсь, если не выиграю и даже не войду в число призеров». После чего и последовало заявление об отказе продолжать соревнования из-за травмы.
Бывший советский фигурист, а ныне тренер сборной Германии Александр Веденин прокомментировал главное событие дня пафосно: «Да только за то, что сотворил Женя в первые два дня, ему нужно звание Героя Советского Союза присвоить.
Он, как Александр Матросов, амбразуру своим телом прикрыл». Звучит красиво, да только требовался ли такой подвиг от Плющенко?
Разговоры о том, что со здоровьем у него не все в порядке, не вчера начались. Два года назад, отказавшись от операции и проведя длительный курс терапевтического лечения, Евгений не смог должным образом пройти предсезонную подготовку. Не заложив фундамент «физики», он проиграл чемпионат Европы в Будапеште. Нужно отдать должное: в Дортмунде, на ЧМ-2004, питерский фигурист взял убедительный реванш. Но затем все вернулось на круги своя: болезнь во время турне по городам России, завершившаяся в реанимационном отделении московской клиники, облегченный сбор по ОФП, очередной отказ от операции на ноге. Массаж, травы, баня — все это, конечно, хорошо, но приносит лишь временное облегчение. Да и на подобные процедуры времени не всегда хватало. График гастролей в шоу был настолько плотным, что о лечении подумать было некогда.
Сейчас бесполезно обсуждать, что не позволило фигуристу и его тренеру сделать совершенно логичный в этой ситуации шаг — отказаться от участия в ЧМ-2005. Одни говорят о повышенном чувстве ответственности перед болельщиками и руководителями Федерации фигурного катания, другие — об обязательствах перед устроителями тура Тома Коллинза. Отказ от выступлений на чемпионате мира с последующим выездом на гастроли в США могли окончательно разозлить боссов ISU.
Потребовалось два дня мучений, чтобы Плющенко сделал то, что должен был сделать. Как сказал корреспонденту «Газеты.Ru» врач сборной Виктор Аниканов, в пятницу он вместе с фигуристом отправится в ЦИТО. Ведущие светила спортивной медицины России поставят диагноз и выработают рекомендации для лечения. Остается только найти человека, который убедит Евгения следовать им, отказавшись от шоу что в родном Питере, что в США, что в Европе.
В отсутствие лидера сборной на повестку дня для россиян вышла арифметика. Дело в том, что представительство команды на Олимпиаде-2006 определялось по сумме мест двух участников. Если она была меньше 14, то на страну выделялось три путевки в Турин. Если меньше 29, то две. Причем все места от 16-го и ниже давали ровно 16 баллов. Не слишком удачно откатавший своего «Фауста» Сергей Добрин, заняв 17-е место, ровно столько и заработал.
Выступавший в предпоследней разминке Андрей Грязев должен был постараться не ударить в грязь лицом. Место ниже 12-го привело бы к полному фиаско. Начал прокат ученик Татьяны Тарасовой просто здорово. Безупречно исполнил четверной прыжок, освоенный совсем недавно. Однако затем не заладилось. На чемпионате Европы Грязев выглядел куда более уверенно. Задачу-минимум москвич выполнил: он остался 11-м, и на будущий год в Турин поедут двое российских фигуристов.
Судьбу же освободившегося трона Евгения I решали в последней разминке пять претендентов.
Здорово откатался Джеффри Баттл, которого готовил к нынешнему сезону российский специалист Рафаэль Арутюнян. Да и пребывание на одном льду с Мишель Кван добавляет чемпионских амбиций.
До своего лучшего результата он, правда, немного не дотянул, но в лидеры вышел.
Китаец Чженьчжан Ли не рассматривался как серьезный претендент на золото. Прыгает четверные он здорово, но чемпионат мира проводится по фигурному катанию, а не по фигурному прыганью. Зато два следующих участника не скрывали своих амбиций. Ведь Бриан Жубер был вице-чемпионом мира и уже почувствовал вкус золота. Правда, европейского.
Ох уж эта близость победы! У Жубера, как уже неоднократно отмечалось, не столь уж выигрышная программа. Достаточно сложных прыжков, но между ними француз просто скользит по льду. В красивом костюме, под величественную музыку, иногда размахивая руками, словно Колумб на капитанском мостике. Он ведь легендарного мореплавателя и изображал. Вот только падал столько, что поневоле приходила мысль о кораблекрушении. Или крушении всех надежд не то что на золото, а на медали вообще. В произвольной программе Жубер остался только 13-м, а по сумме — лишь 6-м.
Имевшему достаточный запас прочности после двух дней соревнований Стефану Ламбьелю нужно было просто сделать «свое», как говорят фигуристы. Российская публика успела полюбить фигуриста из Лозанны. На одном из триколоров от руки фанаты написали: «VIVA LAMBIEL». Вздох разочарования после того, как Стефан сорвал первый прыжок — тройной аксель, был таким, будто на льду находился сам Плющенко. Помогла ли поддержка зала или просто Ламбиель собрался, но с двумя четверными прыжками, в том числе и с одним в каскаде, он справился. В результате — новый личный рекорд по сумме баллов в произвольной и победно вскинутые два пальца после оглашения оценок: полная виктория «короля Артура», в образе которого выходил на лед Стефан.
Оставался еще американец Эйван Лайсачик, но в его арсенале нет четверного прыжка. Заявленный набор элементов мог позволить бронзовому призеру чемпионата США получить такую же медаль на мировом чемпионате. С этой задачей ученик знаменитого тренера Френка Кэррола справился, опередив Джонни Уэйра и Тимоти Гейбла, формально первого и второго номеров сборной США. Американцы будут представлены в Турине тремя участниками, как и канадцы. Однако количество участников не гарантирует качества медалей. Россиянам награду высшей пробы может принести один Плющенко на двух здоровых ногах.
Весь вопрос в том, займется ли питерский фигурист всерьез своим здоровьем, пожертвовав многим ради олимпийского золота, или будет продолжать работать на износ в ледовых шоу, проводя свободное время на фотосессиях и съемках популярных телепередач. Профессиональный спорт, увы, не прощает подобного отношения к себе.