В воскресенье в столице Сенегала победой «КамАЗа» Фирдауса Кабирова финишировало легендарное ралли Барселона — Дакар. Каждый год гонка привлекает под свои знамена все большее количество участников. На старт 27-й по счету гонки вышли 695 машин: 230 мотоциклов, 165 легковых автомобилей и 70 грузовиков. Еще 230 машин были заявлены в категории «сопровождение». Таким образом, рекорд 1988 года, когда на старт вышли 603 транспортных средства, был побит аж на 92 единицы.
Одной из отличительных особенностей гонки всегда являлся тот факт, что каждый год организаторы ралли, которое до последнего момента традиционно стартовало в столице Франции, дабы сделать соревнования более зрелищными и привлекательными для зрителей, вносят в формат «Дакара» определенные изменения. Не стал исключением и нынешний марафон.
Во-первых, хозяева гонки решили до предела усложнить прохождение этапов. Причем настолько, что некоторые участники так и не смогли понять, как проходить некоторые отрезки пути. Дело в том, что было резко уменьшено количество ориентиров, вследствие чего недостаточно хорошо владеющим навигационными приборами гонщикам, прежде чем попасть на контрольный пункт, пришлось изрядно поплутать.
Кроме того, из новшеств можно отметить так называемый «закрытый парк». Это значит, что перед некоторыми этапами автомобилям было запрещено пользоваться технической поддержкой. У легковых автомобилей была запрещена система подкачки шин, и пилоты вынуждены были выбрать один тип покрышек на всю гонку. У мотоциклистов был упразднен экспериментальный класс и двухцилиндровые мотоциклы с объемом двигателя 450 куб. см. У грузовиков было введено ограничение скорости движения до 150 км/ч.
Внимание отечественных любителей автоспорта традиционно было приковано к соревнованиям грузовиков.
Четырехкратный победитель «Дакара», российская команда «КамАЗ-Мастер» заявила на гонку три экипажа: Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова и Ильгизара Мардеева. Впрочем, на победу реально могли претендовать только первые два, в то время как перед последним ставилась задача просто добраться до финиша.
Которую, к сожалению, Ильгизар не выполнил. На шестом этапе гонки, который проходил по трассе Смара — Зуерат, являвшейся, к слову, первым серьезным участком ралли, его экипаж потерпел аварию и перевернулся. В результате инцидента серьезно пострадали механики Владимир Голуб и Александр Запольский, которые вскоре были доставлены в военный госпиталь города Эль-Айюн. Там получившему черепно-мозговую травму Запольскому была сделана операция, которая прошла успешно. Подозрения медиков на перелом позвоночника у Голуба не подтвердились.
Не обошлось без проблем и у экипажа Чагина, который до седьмого этапа лидировал в гонке. На трассе Зуерат — Тишит его «КамАЗ» аж дважды сталкивался с неприятностями. Первая заключалась в поломке двигателя, которую экипаж чинил на протяжении нескольких часов. Плюс ко всему за несколько десятков километров до финиша у машины закончилось топливо. В результате он финишировал 12-м, с пятичасовым отставанием от лидера. Но и на этом злоключения россиянина не закончились. В итоге ему записали еще 10 часов штрафа, после чего все шансы на призовые места были потеряны.
Впрочем, своих партнеров с лихвой реабилитировал экипаж Кабирова, который, перехватив на седьмом этапе лидерство у Чагина, не уступил его до самого финиша.
Завершивший гонку вторым японец Йошимаса Сугавара уступил ему более шести часов. Сам же Чагин в общем зачете оказался на 18-м месте с отставанием в 22 с лишним часа.
Что касается других категорий, то в соревнованиях мотоциклистов победу одержал француз Сириль Деспре, а среди легковых автомобилей самым быстрым был экипаж Стефана Петранзеля.
И все же главной особенностью минувшего «Дакара», благодаря которой он войдет в историю ралли, стало резко возросшее по сравнению с предыдущими гонками количество смертей, которое на этот раз остановилось на цифре пять. И дело даже не в том, что человеческая смерть на подобного рода ралли — вещь отнюдь не из ряда вон выходящая. За 27-летнюю историю «Дакара» на его этапах погибли 48 человек, из которых 22 были его непосредственными участниками. Просто на этот раз у трагических инцидентов, которыми была отмечена африканская часть гонки, по мнению многих участников, были конкретные виновники.
К счастью, печальный рекорд 1989 года, когда жертвами стали шесть человек, превзойден не был. Напомним, что тогда погибли три гонщика и три болельщика, причем один из них умер от пули, посланной боевиками фронта «Полисарио», воюющего за независимость Западной Сахары.
На этот раз все началось с испанца Хосе Мануэля Переса, который получил серьезные повреждения во время прохождения 10-го этапа, после которых скончался в больнице. На следующий день «Дакар» ознаменовался гибелью его двукратного победителя итальянца Фабрицио Меони. На скорости около 200 километров в час он упал с мотоцикла. Врачи были бессильны.
Еще одна трагедия случилась на 13-м этапе, когда попали под колеса грузовика и погибли на месте два мотоциклиста из группы поддержки бельгийца Рене Деляби. И, наконец, последней жертвой «Дакара-2005» стала пятилетняя сенегальская девочка, на 14-м этапе попавшая под колеса грузовика. Она вырвалась из рук родителей, побежала по направлению к дороге и была сбита автомобилем, возвращавшимся на родину, поскольку его участник выбыл из соревнований.
По мнению многих участников ралли, в том числе и ряда именитых гонщиков, вину за трагедию должны полностью взять на себя организаторы. Было высказано мнение, что «Дакар» превратился в тривиальную гонку, где на первое место выходит сумасшедшая скорость, увеличение которой и привело к повышению необоснованного риска. При этом хозяевам ралли была приведена в пример ситуация в «Формуле-1», где организаторы после смерти Айртона Сенны стали заботиться о безопасности гонщиков даже больше, чем это на самом деле требуется.
В «Дакаре» же пока царят совсем другие взгляды. И далеко не факт, что в будущем ситуация изменится к лучшему. Впрочем, возможно, именно в возможности рискнуть своей жизнью и видят основную прелесть этой уникальной гонки ее многочисленные участники.