Геннадий Цыгуров — известнейший российский хоккейный специалист. Успешно играл и тренировал челябинский «Трактор», а затем сумел с тольяттинской «Ладой» нарушить чемпионскую гегемонию московских клубов (которые не могут оклематься до сих пор). Последние годы тренировал омский «Авангард» (второе место в чемпионате России три года назад) и нижегородское «Торпедо» (команда вылетела из суперлиги уже после его ухода). В настоящее время — главный тренер саратовского «Кристалла» (команда высшей лиги). Руководил молодежной сборной России на золотом для нее первенстве мира-1999. Дважды привлекался к работе с национальной командой. В 1996 году (главный тренер Владимир Васильев) — одно из лучших в истории российского хоккея четвертое место на ЧМ в Австрии и в 1999-м (главный тренер Александр Якушев) — начало окончательного «загнивания» отечественного хоккея. На последнем чемпионате мира в Чехии Цыгуров работал тренером-консультантом сборной Казахстана, успешно решившей задачу сохранения своего места в группе сильнейших сборных.
Перед финальным матчем Швеция — Канада Цыгуров был единственным из опрошенных корреспондентом «Газеты.Ru» в Праге специалистов, предсказавшим итоговую победу «кленовых листьев». И вот почему.
О Казахстане
— Как так получилось, что один из самых авторитетнейших специалистов оказался не нужен российскому хоккею? Почему Геннадий Цыгуров в Чехии являлся одним из тренеров сборной Казахстана?
— Это было совсем не неожиданное решение, как многим могло показаться. Еще в августе, на турнире в Новосибирске (я тогда еще работал с нижегородским «Торпедо»), главный тренер сборной Казахстана Николай Мышагин предложил мне поработать консультантом его команды на чемпионате мира. Я с удовольствием дал согласие. Но сказал: давай решим этот вопрос ближе к весне. У меня ведь были подобные прецеденты, когда кто-то сначала предложит работу, потом откажется… В марте Мышагин позвонил мне в Саратов, сказал, что все вопросы урегулированы, документы на выезд на меня готовятся.
— В чем заключалась ваша основная роль в сборной Казахстана?
— Мышагин — главный тренер, я его помощник. Основная руководящая роль — его, а в вопросах тактики и учебно-тренировочной работы прислушивались больше ко мне. Я думаю, что работали мы душа в душу.
— Как формировался состав сборной?
— Ну, здесь все-таки приоритет оставался за Мышагиным. Я ведь присоединился к команде только 17 апреля. 18-го мы вылетели в Париж на две контрольные игры с французской сборной. Но я заранее знал состав сборной (Мышагин сбросил мне его по факсу). Жалко, что Соколову из «Магнитки» в финале плей-офф суперлиги выбили зубы, Игорь Никитин отказался играть (у него что-то с рукой), обидно, что Новокузнецк не отпустил в сборную воспитанников усть-каменогорского хоккея. Иначе можно было побороться на чемпионате мира за места с 9-го по 12-е.
— Изначально именно это ставилось основной задачей?
— Упаси вас господь так подумать! Главное было — сохранить Казахстану место в серии А.
— Получается, особой подготовки к чемпионату мира не было?
— В Казахстане в начале марта закончился внутренний чемпионат. С 10 апреля сборная начала готовится к первенству.
— Но основная группа игроков, считайте, подсоединилась к сборной лишь после завершения чемпионата России…
— Даже не основная группа, а ведущие игроки — братья Корешковы, Антипин из Омска, динамовцы Еремеев и Трощинский. Вообще-то, мне понравилось выражение, которым охарактеризовали в Праге сборную Казахстана журналисты: «Команда одной раздевалки». Действительно, все перечисленные игроки плюс Самохвалов из «Спартака» буквально выросли в одном дворе. Думаю, Казахстан имеет право гордиться своей сборной и тем, что все игроки команды вышли в люди из одной усть-каменогорской школы хоккея.
— Много разговоров было в среде зарубежных журналистов относительно «гроссмейстерской» ничьей команд Украины и Казахстана…
— Тот, кто был на матче, наверное, не должен сомневаться. Игра была честной.
Конечно же, более раскованно играла наша команда, мы ведь турнирную задачу уже решили. Это выдумка, что игра была договорная. И протест японцев совсем не обоснованный. Мы же тоже можем сказать, что Япония с Францией договорились сыграть вничью…
— Как-то был отмечен успех казахстанского хоккея высшими чинами страны?
— Сначала нам в Прагу с поздравлениями позвонил президент Федерации хоккея Казахстана Виктор Храпунов. Он сказал, что доложил на совещании президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву о том, что хоккейная сборная его страны справилась с поставленной перед ней основной задачей. Знаю, что в мае будет прием сборной в президентском дворце.
Скажу вам, что у нас с Мышагиным был настрой не на эти радостные события, а разговор с президентом федерации сразу пошел о развитии хоккея в стране. Под этот успех (а это все-таки успех для Казахстана) необходимо совершенствовать развитие хоккея, вот это будет считаться сейчас главным.
О мировых тенденциях
— Как вам в целом показался чемпионат? Что нового увидели вы на нем? Кажется, что все сборные без исключения стали играть от обороны…
— Я не соглашусь. Существуют различные варианты игры. Есть система «два активных», есть система 2+3. В тактическом плане самая поучительная для специалистов схема — это когда (на примере матча Чехия — США) американцы в четвертьфинале сыграли очень гибко. Где были показаны и активные действия вкупе с игрой от обороны. Американцы, не стесняясь, играли на ликвидацию лидеров сборной Чехии. Что касается игравших в Остраве шведов, то их матчей мне не довелось увидеть. Четвертьфинальный поединок против Латвии (уже в Праге) — не показатель, а вот в полуфинале с американцами «Тре Крунур» показала весьма разнообразную игру, в которой сказался более высокий класс европейцев. Во-первых, они нашли противоядие против игры от обороны (это не безумный вброс в зону атаки, а задача доставить шайбу нападающему в районе лицевого борта). А потом за счет скоростного маневра навязали сопернику игру в зоне за воротами, в углах площадки, в зонах ввода шайбы в игру. На самом деле всем этим мы успешно пользуемся в чемпионате России, но, как правило, наши хоккеисты вязнут в потерях. Здесь же мы видим разумное удержание шайбы в радиусе удаления от ворот с последующим подключением в зону обстрела (со среднего «пятачка» и из зоны центрального нападающего). Или через защитника, когда следует перехват, или же это будет просто перевод шайбы за ворота на свободный участок.
— На ваш взгляд, почему с 1986 года (с московского чемпионата мира) прослеживается такая тенденция, согласно которой команда — хозяйка первенства никак не может стать чемпионом? И шведы проиграли с финнами по несколько раз, и вот чехи, сюда же можно добавить провал сборной России в Санкт-Петербурге-2000…
— Наверное, сказывается чрезмерное желание победить. Но это все отговорки в пользу бедных.
Что касается сборной России в Питере, то она проиграла абсолютно по делу. С таким «состоянием нестояния» некоторых хоккеистов нельзя было решать высоких задач.
Думаю, чехи тоже немножко переоценили свои возможности. Поведя 2:0 против США, они не имели права так вальяжно играть дальше. Они были просто обязаны победить. Но тут уже в дело вмешивается тактика, о которой я говорил чуть ранее.
— А может быть, североамериканские сборные просто поменяли свое отношение к чемпионатам мира? И прошли времена, когда сборная США играла в серии В, а канадцы занимали места за чертой тройки призеров…
— Просто освободившиеся от игр НХЛ профессионалы начали с удовольствием принимать участие в чемпионатах мира. Видимо, престиж самого первенства сказывается. Вы же видите, как американцы радуются третьему месту. Потом, я очень давно знаком с тренером канадцев, знаю, как они серьезно занимаются. В целом то направление, которое они взяли на вооружение (я разговаривал с Владимиром Мериновым, который ездил на молодежный чемпионат мира), — это все лучшее, что было у нас (сама по себе команда, прогулка, тренировка, общая нацеленность на результат). Вот они с успехом ее и используют.
Вот взять бы день, предшествующий финалам. Шведы вообще не тренировались, когда как канадцы и американцы находились в работе. А десять-пятнадцать лет назад перед финальными матчами вы бы этого не обнаружили. Так, несколько человек катаются. Остальные с женами прогуливаются вокруг дворца спорта, значками обмениваются…
Сейчас же североамериканцы проводят очень мощные тренировки, причем весьма поучительные.
— Можно предположить, что в финальном матче Канада — Швеция вы ставите на североамериканцев?
— Точно так. Зная их отношение к делу, в котором единственно правильным результатом является только первое место, я всю жизнь ставлю только на них. Если говорить по большому счету, то в Праге собралась далеко не самая лучшая сборная Канады. Другие — мы, чехи или словаки — собрали самых лучших хоккеистов. А Канада таких команд, как здесь, может собрать штук тридцать. О чем это говорит? Об устойчивом развитии хоккея в одном регионе и практически застое в другом.
— Мы как бы возвращаемся в начало 50-х, когда сборную Канады на чемпионатах мира представлял средненький клуб и неизменно побеждал?
— Получается, что мы отстали на 60 лет. Поэтому нам необходимо срочно и заново у них учиться. Как в 1948 году в матчах с ЛТЦ — учиться хоккею. Другого пути нет.
О Тихонове
— Вы продолжите работу на следующий год с саратовским «Кристаллом»?
— Скажу сразу, никакими другими предложениями не располагаю. Буду продолжать работу в Саратове.
— Какие планы строите и какие трудности вы собираетесь преодолевать?
— Будем исходить от возможностей, от финансирования. Буду стараться вывести самобытную команду «Кристалл» в суперлигу. Но возможности наши очень и очень ограниченны. Фактически все последние годы «Кристалл» был брошен на произвол судьбы. Только в прошедшем сезоне с приходом нового директора клуба в городе серьезно занялись хоккеем. Но все равно тот бюджет, который мы имеем, достаточен лишь для того, чтобы чуть-чуть выживать в высшей лиге.
— А если вам предложат возглавить российскую сборную?
— Без комментариев.
— Много разговоров ведется о роли тренеров-иностранцев в российском хоккее. Что вы можете сказать по этому поводу с учетом того, что вам самому довелось побывать в «шкуре варяга»? Я говорю про вашу успешную работу с командой Казахстана…
— Я начал работать главным тренером в 36 лет, Володя Юрзинов — в 33, Игорь Дмитриев — в 38 лет. К чему я это? В этом году в суперлиге самым молодым тренером из россиян оказался Игорь Аверкин из «Торпедо», ему 47 лет. Поэтому тревожно за тренерские кадры. Практически молодому тренеру сейчас шансов работать никто не дает. Нужен сиюминутный результат, а молодой наставник такого результата не даст. Возьмите Брагина, Пятанова — им не дают возможности работать. Задумайтесь, что же будет дальше. Те, кто работает сейчас, сойдут, а новым тренерам нет ходу. Работают только одни специалисты из-за рубежа. Вот, я понимаю, если специалист-иностранец взял бы «Кристалл» и при нашем скудном финансировании сделал бы Саратов чемпионом. Они же работают в клубах, которые изначально ставят высокие задачи и к приходу иностранцев давно готовы. Поэтому-то и дают результаты.
— Латыши пошли на эксперимент и несколько лет назад пригласили шведа Курта Линдстрема. И что мы видим? Каждый год Латвия на чемпионатах мира выступает лучше России.
— Я думаю, что все еще сказываются отголоски советского хоккея. Латвийская команда — это советская команда. Все игроки прошли школу союзного чемпионата. Керч, Фандуль, Тамбиев, Ирбе и так далее. Давайте посмотрим, где будет Латвия через три года. Что сделает со сборной шведский тренер, когда названные мною хоккеисты «сойдут»? А пока Латвия целое десятилетие играет практически одним составом. И это не может не сказаться на результатах. Хоккеисты знают свои предельные игровые возможности, и на этом пределе они играют. И роль тренера в этой сборной отнюдь не велика.
— Что скажете о сборной России?
— Пикантность ситуации заключается в том, что из-за занятости в сборной Казахстана я совсем не видел матчей российской команды. Единственную игру — со Швецией, да и то ушел при счете 2:1 в нашу пользу, а когда приехал в гостиницу, оказывается, 2:3 проиграли. Была ужасная обида. Я испытал настоящий позор.
И это даже не позор хоккея, а позор страны. Я думаю, что все руководители команды и специалисты должны на предстоящем тренерском совете высказаться. Причин же этого позора я не знаю.
— Наверное, решающую роль тут сыграл критический возраст тренера Тихонова?
— Если тренер может пять-шесть часов на льду проводить, тогда возраст не имеет значения (сужу по себе, мне уже 62 года). Наставник должен быть в постоянном контакте со спортсменами. Как только тренер сел на трибуну, он уже не тренер. Я не уверен, что с трибуны можно сделать хорошую команду. Какой бы специалист ни был высокой квалификации.
— Как вы отнеситесь к решению о закрытии суперлиги?
— Положительно, если будет выбрано направление, при котором каждый тренер поставит перед собой задачу — ввести в состав большую группу молодых хоккеистов. Отказаться от легионеров, которые не сильнее наших. Сейчас такое наконец-то возможно. Потому что страха перед возможным вылетом больше не существует. То есть будущее нашего хоккея — за молодежью. Второй момент. Конечно, нужен обмен информацией. Нужно учиться, учиться и еще раз учиться. У Канады, Финляндии, Швейцарии, наконец. Надо признать, что Россия отстает в плане тактики лет на пятьдесят. И никаких зарубежных тренеров. Вводится постепенное снижение уровня зарплаты игрокам. А освободившиеся средства направить на развитие хоккея. Детско-юношеского, прежде всего, и на строительство дворцов спорта. Вот тогда мы будем считаться по-настоящему второй лигой в мире после НХЛ. А пока Россия еле-еле входит в десятку.