Впрочем, вопреки ожиданиям, никаких революционных изменений в «Зените» не произошло.
Само собрание продолжалось меньше часа. Гораздо дольше Мутко за закрытыми дверями передавал дела новым боссам «Зенита» — председателю совета директоров Давиду Трактовенко и генеральному директору футбольного клуба Илье Черкасову. За несколько минут акционеры изменили устав ЗАО, превратив, по сути дела, президентскую республику «Зенит» в парламентскую. В совете директоров появились новые лица.
Примечательно, что среди них не оказалось представителей администраций Санкт-Петербурга и Ленинградской области, хотя летом именно для них были оставлены две вакансии в совете директоров.
Зато увеличили свое влияние представители банкирского дома «Санкт-Петербург», владеющие контрольным пакетом ЗАО. Помимо председателя совета директоров, по совместительству являющегося первым вице-президентом банкирского дома, в состав руководящего органа был введен еще один вице-президент дочерней структуры — «Промстройбанка». Да и господин Черкасов никогда не скрывал, что является ставленником банкиров и призван выполнять их волю.
Что же изменится в «Зените» после ухода Мутко, который казался столь же незыблемым, как памятник Ленину у Смольного?
Новые хозяева питерского клуба, владеющие, по оценкам осведомленных источников, уже более чем 60 процентами акций, утверждают, что ничего.
«Мы прекрасно осознаем всю социальную значимость футбольной команды для Санкт-Петербурга и свою ответственность за ее судьбу», — сказал корреспонденту «Газеты.Ru» в первом интервью в новом качестве господин Трактовенко.
Изменения в структуре футбольного клуба происходили плавно, без революционных всплесков, которыми отличается город на Неве. Еще летом владельцы контрольного пакета в доступной форме объяснили главному тренеру «Зенита» Властимилу Петржеле, что Виталий Мутко является таким же наемным служащим, как и чешский специалист. Именно после этой судьбоносной беседы пан Властимил и решил сделать ставку на питерскую молодежь, выставив на трансфер нескольких любимцев теперь уже экс-президента «Зенита».
На собрании, где были приняты решения о структурных изменениях в клубе, вопросы жизнедеятельности команды не обсуждались вовсе.
Встреча Петржелы с членами совета директоров намечена на 15 ноября. Именно тогда станут известны фамилии потенциальных новобранцев питерского клуба и футболистов, которые будут выставлены на трансфер.
В многочисленных интервью наставник серебряных призеров чемпионата России-2003 утверждает, что изменения в составе будут минимальны. Не будет сделано предложение продлить контракт Алексею Игонину и, возможно, Игорю Недорезову. Их трудовые соглашения с «Зенитом» истекают в декабре.
В числе потенциальных новобранцев называют без указания фамилий защитника сборной Македонии и игрока атакующей линии сборной Молдавии. Петржела весьма заинтересован в появлении в «Зените» и Дениса Колодина. На просмотр приедет нападающий сборной Ганы Гиан Баффур, защищающий сейчас цвета чешского клуба «Слован» из Либерца. К слову, города, где у пана тренера есть собственный дом. Темнокожий форвард уже приезжал в Питер летом, но тогда не приглянулся тренерскому штабу «Зенита».
Вопросы трансферной политики, как заверил господин Трактовенко, будут решаться коллегиально на совете директоров. Это касается как приобретения новичков, так и возможной продажи лидеров питерского клуба в сильные европейские команды.
Уже сегодня говорят о том, что предложение, от которого трудно отказаться, в ближайшее время будет сделано Александру Кержакову. Петржела уже высказался решительно против подобной сделки.
Как бы то ни было, но завершилась эпоха, на протяжении которой слова Мутко и «Зенит» звучали, как Ленин и партия в советские времена. На прощание акционеры выразили многолетнему президенту «глубокую благодарность». Такой вид поощрения не снился даже функционерам ЦК КПСС.
Сам Виталий Леонтьевич намерен продать принадлежащие ему сейчас 10 процентов акций ЗАО. Однако при этом он намерен сохранить за собой пост президента премьер-лиги, хотя для этого придется, во-первых, изменить устав РФПЛ, во-вторых, преодолеть противодействие мощного московского лобби, в-третьих, заручиться поддержкой Вячеслава Колоскова, который явно не намерен иметь рядом с собой сильную фигуру, пользующуюся поддержкой высших эшелонов политической власти.