За пятнадцать минут до окончания полуфинала Кубка конфедераций Камерун — Колумбия 28-летний полузащитник африканской команды Марк-Вивьен Фоэ неожиданно упал в центре поля и перестал подавать признаки жизни. В течение 45 минут врачи пытались запустить сердце спортсмена, но тщетно — футболист скончался. Отбросив моральную подоплёку этой трагедии, футбольный мир задался вопросом о причинах летального исхода. Самая простая и скандальная версия сводилась к тому, что виной всему оказалось злоупотребление анаболиками. По другой версии, футболиста подвели камерунские врачи, проглядевшие патологию сердца или каких-либо других внутренних органов. Добавила тумана и вдова Фоэ, заявившая, что «в течение двух или трех дней перед матчем Марк-Вивьен страдал от дизентерии, подорвавшей его силы. Кроме того, у него были серьезные проблемы с желудком, и он знал, что не сможет играть». Ответы на все вопросы дало вскрытие, состоявшееся в понедельник.
«Смерть от естественных причин — никакие стимулирующие препараты в организме не найдены. Характер смерти сердечный», — объявил патологоанатом Лиона Ксавье Ришо.
Ещё несколько дней назад у Ришо было иное мнение: «Первые анализы не выявили каких-либо аномалий, но мы отвергаем возможность удара. Токсикологические тесты, на которые нужно время, должны помочь определить причину смерти». Однако анализы, проведённые в Женеве, дали на этот вопрос однозначный ответ. «Основываясь на результатах анализа крови и мочи, мы можем с уверенностью заявить, что в течение 72 часов перед своей смертью Фоэ не принимал никаких стимулирующих, наркотических либо иных известных науке запрещённых средств. Более того, анализ его волос показал, что камерунец не употреблял стимуляторы ни до фатального случая, ни регулярно», — добавил Ришо. Также были обнародованы и результаты 36 допинг-тестов, взятых на Кубке конфедераций, констатировавшие, что на этом турнире всё было чисто.
Скандальная версия не подтвердилась, и на первый план вышло «дело врачей». «У Фоэ обнаружена гипертрофированная сердечная миопатия. Патологическое развитие левого желудочка сердца мы отметили ещё при первоначальном вскрытии, — раскрыл карты Ришо. — И мне не понятно, почему врачи команды не знали о сердечных проблемах футболиста». Таким образом, к двадцати восьми годам сердце Фоэ выработало свой ресурс в силу естественных причин — трагедия могла случиться на любой тренировке, однако свершилась на глазах всего мира. Погоня за деньгами, ради которых ФИФА и УЕФА организуют множество изматывающих турниров, может стать фатальной для футболистов. Жалобы тренеров большинства команд на перегруженность игрового графика оказались далеко не беспочвенными — первой жертвой противостояния оказался камерунец Фоэ.
Причиной отказа сердца у пышущего здоровьем молодого атлета в большинстве случаев является наследственность, ущербная генетика.
В век клонирования и генных технологий всё меньше внимания уделяется проблемам, связанным со средой обитания человека. Последний пример — атипичная пневмония в Азии, где ходит немало вирусов, привычных для местного населения, но губительных для остального мира. Да и старушка с косой по имени СПИД имеет далеко не светлый цвет лица — её родина Африка. На футбольном чемпионате мира в Италии в 1990 году многие были шокированы тем, что у игроков камерунской сборной стоял прочерк в графе «дата рождения». Если на Чёрном континенте не могут определить дату рождения спортсмена, то задача выявления таинственных вирусов, которым награждены многие африканцы, выглядит и вовсе невыполнимой.
Миопатии — довольно большая группа заболеваний, для которых характерно поражение мышц и периферических нервов. Немало миопатий имеют генетическое происхождение, что, по мнению британских учёных, губительно для спортсменов. В 1995 году во время тренировки скончался знаменитый российский фигурист Сергей Гриньков, причиной смерти 28-летнего спортсмена стал атеросклероз сердца. Случай с российским чемпионом далеко не первый. В 1996 году от сердечного приступа во сне умер хоккеист ЦСКА 21-летний Александр Осадчий. Пятикратный чемпион Германии по фигурному катанию Хайко Фишер умер в 29 лет, через год после завершения своей спортивной карьеры. От сердечного приступа прямо на тренировке умер советский хоккеист, чемпион мира Виктор Блинов. В 1993 году, также на тренировке, от сердечного приступа умер один из лидеров баскетбольной команды «Бостон Селтикс» Реджи Льюис. По той же причине погиб немецкий футболист из клуба «Юрдинген» Аксель Юптнер. Во время тренировки внезапно упал и больше не поднялся Михаэль Кляйн, 33-летний профессиональный футболист из любительского футбольного клуба «Эрдинг». Знаменитый австрийский футболист Бруно Пеццай — вполне физически здоровый — умер в 39 лет. Причина та же — заболевание сосудов сердца.
Несмотря на то что прижизненные медицинские показатели Гринькова были в норме, патологоанатомы все же нашли атеросклеротические изменения в его кровеносных сосудах. Кроме того, после долгих экспериментов с плазмой крови ученым удалось выделить в хромосомах Гринькова ген, бесхитростно названный Р1А2. По мнению исследователей, именно он повинен в необратимых изменениях сосудов и образовании сгустков крови, убивших фигуриста. А на основании исследований, проведенных с другими пациентами, выяснилось, что этот ген несут в себе почти 20 процентов всех людей — соответственно, риск получить атеросклероз в раннем возрасте угрожает пятой части населения Земли. Причем населения мужского — женщины болеют атеросклерозом в 10 раз реже. Они устроены так, что жир под действием гормонов откладывается у них в подкожно-жировой клетчатке, а у мужчин — на стенках кровеносных сосудов. Пока не известно, существовал ли этот ген всегда или он появился сравнительно недавно вследствие какой-либо мутации. Случаи внезапной смерти в расцвете лет отмечались по всему миру уже много веков, и не всегда можно было с уверенностью сказать, отчего умер человек.