Известно лишь, что переговоры ведет исполнительный директор «Газпрома» Александр Красненков, а кто принимает в них участие со стороны «Макларена», пока никто не знает. Сумма сделки, которую предлагают российские газовики английской команде, также неизвестна, можно только предположить, что она должна быть выше, чем та, которую «Газпром» должен был заплатить «Минарди».
«Минарди» в прошлом сезоне причиталось девять миллионов, а в этом — двенадцать. Возможно, что контракт в итоге окажется и на меньшую сумму, но утверждать что-либо в плане финансовой стороны сделки пока рано. Равно как говорить и о том, что сделка вообще состоится.
В чем нет никаких сомнений, так это в том, что для «Газпрома» это будет второй попыткой пробиться в «Формулу-1», которую можно считать продолжением первой. Заключив в прошлом году контракт с «Минарди», российский газовый концерн теперь пытается поместить свои логотипы на болиды «Макларена». Кроме «Газпрома» в «Формуле-1» сейчас успешно работает со швейцарским «Заубером» компания МТС, контракт которой с этой командой оценивается в $20-25 млн.
Если переговоры с «Маклареном» закончатся для компании Алексея Миллера удачно, то репутация «Газпрома» в «Формуле-1», подмоченная разрывом контракта с «Минарди», будет спасена.
Конфликт итальянской команды с российским газовым концерном перерос в открытый две недели назад, перед Гран-при Австрии, когда руководители «Минарди» Пол Стоддарт и Джанкарло Минарди объявили, что логотипов «Газпрома» на машинах команды больше не будет. Они объяснили свою позицию тем, что россияне нарушили условия подписанного ранее контракта.
Напомним, что 18 августа 2002 года в Будапеште перед очередным этапом «Формулы-1» — Гран-при Венгрии — команда «Минарди» объявила о подписании партнерского соглашения с «Газпромом». На какой срок рассчитан контракт, также осталось неизвестным. Руководство итальянской команды в лице ее основателя Джанкарло Минарди утверждает, что соглашение было рассчитано на три года, в то время как в самом «Газпроме» заявили, что контракт был подписан только до конца прошлого сезона. В любом случае, итальянская команда первые гонки этого сезона провела с логотипами «Газпрома» на машинах, на форме, на моторхоумах.
Однако перед Гран-при Австрии бесплатная реклама «Газпрома» команде Пола Стоддарта и Джанкарло Минарди надоела, логотипы исчезли бесследно, а в прессу был выпущен официальный пресс-релиз, в котором российский концерн обвинялся в одностороннем расторжении рекламного контракта. Руководство газового гиганта в ответ еще раз заявило, что «контракт заключался только на прошлый год, а то, что логотипы концерна красовались на машинах итальянской команды, то это их («Минарди») собственная инициатива».
Источники, близкие к руководству «Минарди» и лично владельцу маркетинговых прав на проведение чемпионата мира по автогонкам «Формулы-1» Бернарду Экклстоуну, сообщили «Газете.Ru», что
«Газпром» действительно заключил контракт с «Минарди» на один год.
Только при этом передал права на ведение переговоров от своего имени одной английской фирме, поспособствовавшей приходу «Газпрома» в королевские гонки. Фирма эта получила от газовиков права на ведение переговоров и пролонгировала договор с итальянцами. Российский газовый концерн совершил ошибку, отказавшись от самостоятельного ведения переговоров и доверив это дело посредникам. Возможно, в «Газпроме» просто не до конца поняли, на какой срок посредники заключили с «Минарди» контракт, вследствие чего и возникли взаимные претензии.
В любом случае, подписанный контракт подразумевает выполнение его условий. А условия эти таковы, что «Газпром» должен был заплатить «Минарди» в этом году $12 млн, причем эта сумма в итоге была сокращена на три четверти, но в конце концов итальянская команда не получила ничего. Если учесть еще, что в прошлом году из девяти обещанных миллионов российский концерн заплатил лишь два, получается на самом деле нехорошая ситуация.
На уже всем известном новорусском языке это называется «кидалово». Если бы «Газпром» действительно заключил контракт только на прошлый сезон, то вряд ли бы руководство «Минарди» стало подавать в арбитражный суд, а это намерение руководители итальянской команды уже озвучили. Что-то неладное творится в «датском королевстве», ведь не зря же исполнительный директор концерна Александр Красненков срочно вылетел на переговоры с представителями «Макларена». В настоящее время он как раз и занимается тем, что пытается убедить руководство английской конюшни согласиться принять финансовую помощь от россиян.
В мире «Формулы-1» не принято нарушать условия подписанного ранее соглашения, и «Газпром» всеми силами пытается получить контракт с «Макларен». Тогда у газовиков будут хоть какие-то основания для объяснения своего разрыва с «Минарди» — например, то, что вложенные в аутсайдера «Формулы-1» деньги не давали желаемого эффекта.
По информации, которую удалось получить «Газете.Ru», проблемой занялся лично председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.
Возможно, его вмешательство очень скоро почувствуется. Самое обидное в этой истории то, что «Газпром», отказавшись от выполнения условий контракта, нанес удар и по себе, и по российскому тест-пилоту «Минарди» Сергею Злобину.
Злобин, кстати, является единственным российским пилотом, который сумел пробиться в королевские гонки, причем без спонсорской поддержки газового концерна. Джанкарло Минарди высоко ценит россиянина, который, по его словам, выдерживает «просто невероятные перегрузки. За всю свою жизнь я никогда не встречался с подобным».
Именно вокруг Злобина строится программа «Национальный пилот в «Формуле-1», которую «Газпром» фактически торпедировал. Возможно, российские газовики совершили самую большую ошибку, какую смогли. Ведь не секрет, что «Минарди» является своеобразным фарм-клубом «Феррари», и кто знает, на каких машинах красовались бы в следующем сезоне логотипы «Газпрома», если бы ведомство Алексея Миллера выполнило все условия своего контракта в «Формуле-1». Без денег «Газпрома» Злобин рискует все три года провести в ранге тест-пилота, причем не проехав при этом ни километра тестов. Кроме того, на «газовые» деньги Злобин должен был принять участие в соревнованиях спортпрототипов. Участие в этих или любых других гоночных сериях вкупе с определенным количеством проведенных дней тестов дает право на получение суперлицензии. А без нее пилотом «Формулы-1» не станешь.