Имя великого (без кавычек) хоккеиста, очень обаятельного и интеллигентного человека, но просто невезучего тренера Александра Якушева все чаще и чаще упоминается в Турку. После поражения в воскресенье от сборной Латвии (1:2) создается ситуация, при которой сборная России может досрочно выпасть из борьбы за медали чемпионата мира. Для этого необходимо, чтобы мы проиграли в понедельник канадцам (что при уровне хоккея, показываемого нашей сборной, более чем реально), Латвия обыграла Данию, а Швейцария в последнем матче квалификационного раунда сделала «гроссмейстерскую» ничью со Швецией.
И все.
Вместо того чтобы гадать, оставаться ли в Турку или же перебираться на четвертьфинал в Хельсинки, менеджеры сборной срочно будут выкупать билеты на Москву.
А большая группа болельщиков, которая собиралась поддержать команду Плющева, начиная с плей-офф будет сдавать свои путевки. Возможно, некоторые туроператоры даже разорятся.
Все это мы проходили три года назад в Санкт-Петербурге. Отличие состояло лишь в том, что тогда министр спорта России Борис Иванюженков буквально навязал главному тренеру сборной Александру Якушеву звезд из НХЛ — Буре, Яшина, Каменского, Миронова, Галанова и других (в итоге тренеры были вынуждены отцепить от сборной многих прилично игравших на этапах «Евротура» хоккеистов), а здесь связка Плющев — Якушев при комплектовании команды имела карт-бланш.
Ни президент Федерации хоккея России Александр Стеблин, ни председатель Госкомспорта Вячеслав Фетисов в их деятельность не вмешивались.
Последний, кстати, до сих пор в Финляндии не появился.
В итоге уже звезды суперлиги Коваленко, братья Буцаевы, Сушинский на чемпионат мира не попали. Зато сюда приехали «пластилиновые» протеже Плющева по «Ак Барсу» и молодежным сборным. И некоторые непонятные энхаэловцы — Новосельцев, Сапрыкин, Калинин, которые в России играли преимущественно за вторые составы своих клубов. Что говорить, если даже наша главная звезда Ковальчук не играл в суперлиге, а другой лидер - Фролов - выступал в элитном дивизионе российского хоккея всего один сезон.
А Александра Якушева как-то даже жалко. Поскольку Плющев своих ошибок (как в комплектовании, так и в тактике) упорно признавать не желает: у него во всем и всегда виноваты лишь судьи. Похоже, многие шишки (уже по привычке) посыпятся на голову Якушева. Хотя нет, будет у него 100-процентный случай вспомнить Финляндию добрым словом. 9 мая Якушев будет официально включен в Зал европейской славы хоккея, который функционирует с 1997 года. Из советских игроков, тренеров и функционеров, к слову, он будет в зале по счету семнадцатым. В 1997 году были включены Всеволод Бобров, Александр Рагулин, Андрей Старовойтов, Анатолий Тарасов, Владислав Третьяк, в 1998 — Хелмут Балдерис, Анатолий Фирсов, Валерий Харламов, Виктор Тихонов, Валерий Васильев, в 1999 — Александр Мальцев, Аркадий Чернышев, Борис Майоров, в 2000 — Борис Михайлов, в 2001 — Сергей Макаров, в 2002 — Владимир Юрзинов.
Кстати, о Юрзинове. Из всех российских специалистов хоккея он был замечен на турнире в гордом одиночестве. Еще, правда, можно посчитать бывшего арбитра Леонида Вайсфельда (он судил, например, хоккейный турнир на Олимпиаде-1998 в Нагано), но теперь Вайсфельд не в счет — он комментатор на канале ТВЦ. Впрочем, из-за судейской солидарности (а может, он видит игру на самом деле объетивно) бывший лучший хоккейный арбитр России в корне не согласен с мнением Плющева, который с пеной у рта доказывает журналистам, что причина наших неудач - только судьи. Объективно же говоря, арбитры ошибаются в каждом матче, и редко кто из них дает удаления в последние две минуты матча. Оказалось, что «везунчик» Плющев к этому оказался не готов. Хотя все специалисты его о специфике арбитража на взрослых чемпионатах мира заранее предупреждали. Например, тот же Вайсфельд.
К чести Плющева, он еще не паникует.
И в отличие от своих футбольных коллег Валерия Газзаева и Олега Романцева с журналистами общается даже после поражений.
На следующий день после проигрыша от шведов — 2:4 — он был на утренней тренировке даже излишне весел. На хоккеистов голос не поднимал, поэтому появившиеся здесь слухи о конфликте тренера с игроками я постараюсь опровергнуть. Кстати, только 3 мая состоялось официальное фотографирование сборной России. Вопрос только, зачем? И здесь хочется покритиковать нашу федерацию. Сборная России не имеет своего пресс-атташе, не имеет специального медиа-гайда к чемпионату (к слову, Дания уже выпускает медиа-гайд своей сборной на СD — видимо, по велению современных технологий). Стеблин обещал созвать специальный брифинг для российских журналистов, но так этого и не сделал. В общем, все по-русски…
Что касается матча Россия — Латвия, то о нем можно прочитать в предыдущем репортаже. В него не вошел лишь разговор с Владимиром Плющевым.
— Владимир Анатольевич, прокомментируете поражение от сборной Латвии?
— Сложно давать оценку игре, в которой арбитр судит по каким-то своим правилам. Я вообще не понял, что он сегодня делал на льду. Я еще могу понять отдельную ошибку арбитра, но я отказываюсь воспринимать судейство в одну сторону. Только в третьем периоде судья не дал 10 удалений у прибалтов. В концовке — два чистых штрафа! Почему-то на этом чемпионате судят только в нашу сторону. Латвию же поздравляю с победой и Днем независимости.
— Может быть, хоккеисты и тренеры сборной России недооценили соперника?
— Не думаю. Мы вышли на игру с серьезным настроем. Мы видели игру Латвии в группе, вчера смотрели их матч против Швейцарии. Серьезных проблем не должно было быть. Всю игру испортил судья.
— Впервые на чемпионате не сумел забить Илья Ковальчук.
— У многих игроков закружилась голова после группового этапа. Возможно, что журналисты их перехвалили — они же все читают тут. У Ковальчука же игра не пошла. Наверное, он неправильно готовился к матчу. Но, повторюсь, нам очень сложно психологически и физически. Судьи, похоже, хотят, чтобы сборная России поскорее покинула чемпионат мира. Мы же сравняли быстро счет. Уверен, что забили бы по горячим следам еще. Но нам этого не дали сделать арбитры.
— Вы не хотите заявить официальный протест на судейство?
— Что толку? Кому? Это я могу вам сказать, что судьи говно. А воз останется на месте. После игры со Швецией я пожаловался нашему президенту федерации Стеблину. В ответ услышал: «Володя, у нас нет абсолютно никаких прав».
— Вы постоянно делаете перестановки в четвертом звене, но усиления их игры не видно. Третий период вы вновь действовали в три пятерки.
— Сегодня пришлось снять с игры нападающих Суглобова и Сапрыкина. Ими я очень недоволен.
— Защитник первой пары Хаванов вновь не похож на себя самого, излишне нервничает.
— А что Хаванов? Три раза перетянул шайбу, потом пробросил в зону и обиделся. Хотя обижаться надо только на себя самого.
— Вы не жалеете, что некоторых игроков не взяли на чемпионат мира?
— Называть фамилии не буду, но такие ощущения начинают появляться.
— Сейчас выход в плей-офф выглядит спорным. Необходимо спасать чемпионат — выигрывать у канадцев и надеяться на шведов в матче со Швейцарией. И все же, кого хотите видеть своим соперником в четвертьфинале?
— В данной ситуации уже все равно. Главное — в понедельник одолеть Канаду. Дальше не загадываю.