— Как вы оцениваете выступление команды на чемпионате мира?
— Если смотреть на это дело, что называется, в глобальном масштабе, сравнить с прошлым, то сборная выступила на тройку с плюсом. Если же оценивать сквозь призму того, что в команде произошли большие перемены, то мы выступили вполне пристойно. Впрочем, здесь тоже есть нюанс, так как все медали принесла женская команда.
— Могла ли наша сборная выступить лучше?
— Знаете, чудес не бывает, и если сборная показала такой результат — значит, это объективное отражение реальности. Впрочем, на самом деле мы гораздо больше ждали от мужской команды, но она откровенно разочаровала.
— Вы можете рассказать, в чем причина вашего конфликта с Анатолием Чепаловым, который в итоге оказался отстранен от работы и фактически обвинил вас в том, что вы провалили женскую эстафету?
— Никакого конфликта, по большому, счету не было. За день до эстафетной гонки тренерский совет команды собрался на заседание по вопросу определения состава команды. На этом заседании было предложено три варианта состава. Поскольку к единому мнению тренеры не пришли, было предложено определить состав голосованием. Чепалову такой подход не понравился, и он начал доказывать, что мы не правы. В конечном итоге Анатолий Михайлович в довольно грубой форме заявил, что такой тренерский совет напоминает базар. Спор произошел из-за включения в состав Лилии Васильевой. Совет посчитал, что забойщицей должна стать Наташа Коростелева, а Чепалову это не понравилось. В общем, он ушел с совета, а на следующий день поползли нелепые слухи о том, что произошло на самом деле. Самое печальное, что Чепалов устроил публичный скандал вечером, за ужином, на котором присутствовала вся делегация. Он подошел ко мне и в грубой форме заявил, чтобы я пошел и объяснился с Васильевой. Я попросил его успокоиться, но мои слова действия не возымели. Не только мои слова, но и слова руководителя нашей делегации Юрия Анатольевича Сандалова. В общем, Чепалов просто впал в истерику и принялся распространять грязные слухи.
— Этот инцидент как-то сказался на настроении внутри команды?
— Абсолютно никак.
— Как вы расцениваете то, что перед женским марафоном Чепалов заявил, что любая медаль будет расцениваться как чудо?
— Печально, что Анатолий Михайлович оказался настолько недоброжелательным по отношению к девочкам не из своей группы. На самом деле он наверняка под чудом подразумевал возможную бронзу Нины Гаврылюк. Мне жаль, что Нина не сумела закончить карьеру завоеванием медали, но Чепалов-то прекрасно знал, что Андрей Бояринов, который готовил Завьялову и Бурухину, делал все, чтобы к чемпионату они подошли в оптимальной форме, и рассчитывал на медали.
— Как вы оцените выступление мужской команды и тот факт, что Михаил Иванов слишком разоткровенничался на тему того, что в команде было не так?
— Мужская сборная провалила чемпионат, это очевидно. О причинах этого можно говорить очень долго, но, на мой взгляд, нечто подобное уже было. Вспомните, как в прошлом году на этапе Кубка мира в Фалуне мужская команда фактически саботировала выступление, занимая места в районе 50–60-х. Тогда поползли разговоры о том, что во всем виноват Кравцов. Но ведь не я же тренирую команду! Тренирует ее великий Грушин, причем аж с 1998 года! А результата настоящего так и нет. На сей раз произошло то же самое. Александр Алексеевич (Грушин — «Газета.Ru») после гонки на 30 км классическим стилем требовал включить в состав команды на 15 км Михаила Иванова. Совет посчитал, что Иванову нужно отдохнуть, так как мы все рассчитывали на него в эстафете. Грушин фактически самоустранился от обсуждения такого решения, заявив, что согласится с любым решением. Как вы знаете, Иванов от эстафеты отказался, мотивировав своей неготовностью. Зато он слишком много наговорил насчет того, что в сборной все не так. Да он вообще не попадал на чемпионат мира по спортивному принципу, и мы пошли ему навстречу, так как он все-таки олимпийский чемпион. Вообще, на самом деле я уверен в том, что Михаилу просто продиктовали все, что нужно говорить.
— Получается, что в вас с самого начала чемпионата видели козла отпущения, независимо от результата?
— Совершенно верно. Я просто уверен в том, что меня задолго до чемпионата мира избрали на роль «священной овцы», которая будет принесена в жертву. Спектакль с недовольством Грушина и Чепалова, с откровениями Иванова был тщательно срежиссирован.
— Вы готовы назвать имя этого режиссера?
— Сначала мне нужно разобраться во всем, что произошло, и сделать правильные выводы.
— Что вы намерены делать дальше?
— Пока не знаю, но склоняюсь к тому, что продолжу работу со сборной. Правда, подобных скандалов в ней я уже не допущу. Если актеры плохо играют, их в конце концов меняют. Я не остановлюсь даже перед тем, что мне придется создавать другую команду. Сейчас российские лыжи, которые государство не в силах достойно финансировать, находятся на переломном периоде. Спасать их возьмется только сумасшедший. Вот и считайте меня таким, так как судьба нашего лыжного спорта мне небезразлична.
— Вы считаете, что все будет нормально в будущем?
— Да. Понимаете, лыжи, точнее — лыжные команды, сейчас превращаются в коммерческий продукт. В них обязательно будут вкладывать деньги, если этот продукт окажется успешным. Я знаю, как сделать такой успешный продукт, и сделаю его, если продолжу работать. Другое дело, что ОКР и Госкомспорт, которые должны вмешаться в ситуацию, самоустранились, решив присоединиться к тому, кто в итоге окажется сильнее. Что ж, в любом случае я думаю, что со мной или без меня российский лыжный спорт все равно вернет себе лидирующие позиции в мире. Вопрос только, когда.