До второго и последнего матча сборной России на турнире четырех сборных остается несколько часов. Нашим очередным соперникам станут румыны, обыгравшие в среду в Ларнаке сборную Словакии со счетом 2:1. Победив киприотов в полуфинале, наша сборная не только обеспечила положительный для себя результат, но и получила возможность во второй раз сыграть на уже знакомом поле стадиона «Тсирион». Проиграй наши вчера киприотам, и пришлось бы сборной России в четверг играть на стадионе в Ларнаке, до которого из Лимасола больше часу пути.
Впрочем, поражением от сборной Кипра в среду, что называется, и не пахло. Наша сборная уверенно контролировала ход игры, в течение которой хозяева турнира сумели нанести лишь один удар в створ ворот россиян. Матч с киприотами в очередной раз обозначил основы игровой философии Валерия Газзаева: активная игра на флангах, действия форвардов на опережение в штрафной соперника, организация атак посредством резких продольных передач, как бы разрезающих оборону команды-оппонента. Такие передачи сейчас модно называть вертикальными, их очень часто используют команды, играющие в чемпионате Италии. Тренер же сборной России известен как большой почитатель итальянского футбола. Газзаев на пресс-конференции после матча с Кипром заявил, что его подопечные действовали чересчур академично, но думается, что наставник сборной был излишне строг к своим игрокам. Они старательно пытались играть именно в тот футбол, который пропагандирует Газзаев.
От спартаковской тактики долгого контроля мяча со множеством поперечных передач и коротких стеночек сборная на удивление быстро перешла к игре с постоянным нагнетанием темпа, проходам по флангам и обилием верховых передач.
В то же время отметим, что единственный гол в матче был забит как раз в спартаковско-романцевском стиле. Решающий проход через центр кипрской обороны был осуществлен Хохловым внешне как-то неспешно, можно сказать, что это был совсем не газзаевский гол. Может быть, с соперником столь невысокого класса, как сборная Кипра, стоило и разнообразить тактику, не отказываясь полностью от стеночек и попыток расшатать оборону соперника по центру. Возможно, в этом случае счет мог бы быть более крупным. Впрочем, как говорит сам Газзаев, главной целью участия в этом турнире является не результат, а наработка взаимодействия между футболистами. В таком случае, если первая игра была в некотором роде экспериментом, то матч с румынами — эксперимент в квадрате. Ведь после того, как сборную покинули легионеры, со сборной Румынии россиянам придется играть в абсолютно необкатанном варианте. Основу команды составят молодые футболисты, для некоторых из них, как, например, для армейца Алана Кусова, этот матч может стать дебютом в сборной. Впрочем, в составе сборной Румынии на эту игру также не выйдут её главные звезды. Молдован, Муту, Мунтяну и прочие румынские легионеры также приехали на Кипр только на одну игру. Так что финал Турнира четырех превратиться в состязание двух экспериментальных коллективов. При этом не стоит говорить о девальвации его значимости для нашей сборной. Матч с национальной командой Румынии — это всегда большой урок.
Сборную Румынии смело можно назвать самой стабильной балканской командой последних пятнадцати лет.
Отдельные всплески в виде выходов в полуфинал чемпионатов мира случались и у хорватов с болгарами, но после громких успехов в игре этих команд неминуемо наступал затяжной сад. Сборная же Румынии ниже определенного уровня не опускается, и даже неудачи являются в некотором роде следствием принципиальных достоинств ее игры. Даже сейчас, когда в мировом футболе различия между игровыми манерами команд повсеместно стираются, почерк сборной Румынии остается легко узнаваемым. Соотечественники графа Дракулы остаются одними из ярчайших приверженцев контратакующего стиля в футболе.
Наиболее ярко контратакующий гений румынской сборной показал себя на первенстве мира 1994 года. Тогда под руководством нынешнего тренера сборной Ангела Йорданеску румыны последовательно разобрались с колумбийцами, хозяевами чемпионата американцами, фаворитами турнира аргентинцами и уступили путевку в полуфинал лишь в серии пенальти шведам. Тогда всю пружину трансильванской контратаки определяло взаимодействие блистательного трио Георге Хаджи — Илие Думитреску — Флорин Радучою. Каждый из них находился тогда на пике своей формы. Получая пас в центре поля, Хаджи всякий раз с компьютерной точностью определял, кого в данный момент нужно бросить в прорыв — техничного и юркого Думитреску или форварда таранного типа Радучою. Чаще всего «румынский Марадона» находил правильное решение, и поэтому, действуя исключительно на контратаках, румыны на том турнире продемонстрировали в принципе не свойственную им высокую результативность.
Однако игра на контратаках эффективна лишь в том случае, если соперник сам предоставляет тебе право работать «вторым номером». В 1994 году Румынии повезло с соперниками: колумбийцы приехали на турнир с титулом потенциальных чемпионов мира, который им предрёк король футбола Пеле, американцы при родных трибунах просто не могли позволить себе действовать от обороны, а аргентинцы, имея в своих рядах супердуэт нападения Батистута — Бальбо, видели свое счастье только в атаке. Когда же в соперники команде Йорданеску попадались рассудительные швейцарцы или шведы, «румынская защепка» переставала срабатывать.
Румыны придерживались футбольной философии контратак и до чемпионата мира 1994-го, и после него. Скажем, на первенстве мира 1990 года сборная Румынии, от которой тогда ждали многого, выдала только одну по-настоящему классную игру — против сборной СССР, приехавшей на мировое первенство в ранге одного из его фаворитов. Наши пытались задавить румынов шквалом атак, те же осаживали нас разящими контратаками. Ни одна из трех других команд, с которыми сборной Румынии довелось встретиться на том чемпионате, разжаться «румынской пружине» уже не дала. Та же картина наблюдалась и на чемпионате мира во Франции. Снова самый яркий матч румыны сыграли против команды, делающей ставку на нападение. Сборная Англии Гленна Ходдла действовала куда зрелищнее румын, но после поединка с ними покидала поле побежденной.
Не отступает от традиций и нынешние «издание» румынской сборной.
Когда ей противостоят команды, любящие атаковать, румыны чувствуют себя в своей тарелке, если же они сталкиваются с футбольными «близнецами» — коса находит на камень.
Лучшая иллюстрация тому — стыковые игры последнего первенства мира. И по подбору игроков, и по качеству показываемого футбола сборная Румынии должна проходить команду Словении. Однако словенцы практикуют ту же осторожную модель игры, что и румыны, а это означало, что более яркие по именам румыны были практически обречены. Так оно и случилось. В очередной раз не сумев продемонстрировать искусство взламывать «бетон» обороны соперника, румыны сами дали сопернику возможность вести контратаки, и в итоге на первенство мира поехали словенцы.
Валерий Газзаев, слывущий поклонником футбола созидательного и по-хорошему агрессивного, безусловно, знает об этих особенностях румынской команды. Но почему-то самые именитые тренеры частенько пасуют, не сумев справиться с румынским капканом. В 1990 году, например, сборная СССР дважды встречалась с командой Румынии и оба раза проиграла. Причем битыми трансильванцами оказывались два самых заслуженных на тот момент отечественных тренера. В 1990-м на чемпионате мира сражение им проиграл великий Лобановский, а через два месяца дебют Анатолия Бышовца в роли главного тренера сборной СССР был омрачен поражением от все той же сборной Румынии. Так что с румынами мы играем традиционно тяжело.
В игре, которая обещает быть довольно вязкой, многое будет зависеть и от погодных условий. В среду поле стадиона «Тсирион», несмотря на ливший весь день дождь, выдержало испытание непогодой на «отлично», не должно оно подвести и в четверг. А вот небеса над Лимасолом пока не предвещают участникам финала Турнира четырех ничего хорошего. Всю ночь со среды на четверг лил проливной дождь, который несколько успокоился лишь к утру. Весьма вероятно, что и сегодняшний матч, который начнется в 19.00 по московскому времени, будет омрачен сложными погодными условиями.