Год назад, после операции на сердце в одной из германских клиник, на 84 году жизни ушел из жизни бывший мэр Москвы Юрий Лужков. О управлял одним из крупнейших городов мира в паре с первым демократическим мэром города Гавриилом Поповым, а затем возглавил московскую мэрию самостоятельно, в итоге задержавшись на этом посту на рекордные 18 лет.
Коренастый, в неизменной кепке, которую москвичи назвали «лужковкой», бывший мэр прославился энергичным управлением и смог сделать немало для развития Москвы. При нем активно развивались малый и средний бизнес, городское строительство, транспортная инфраструктура. Впоследствии благодаря этой кипучей деятельности в отношении Лужкова стали употреблять термин «крепкий хозяйственник», который подразумевал, что у Лужкова нет собственных политических амбиций, однако это было не так.
До середины 1990-х годов Лужков пользовался огромным доверием и любовью москвичей, что позволяло ему выигрывать относительно конкурентные выборы. Его простота, «народный стиль» общения и личное обаяние сделали его героем народных анекдотов, а фигурки с его изображением — в кепке и с метлой — можно было встретить в сувенирных лавках.
Однако впоследствии многих стала раздражать любовь Лужкова к гигантомании — особенно к творчеству известного скульптора Зураба Церетели, с которым мэр был дружен. Критику вызывала и супруга Лужкова — предприниматель Елена Батурина, которая активно наращивала свое бизнес-влияние в столичной сфере строительства и неоднократно возглавила рейтинг самых богатых женщин России по версии журнала Forbes.
Причиной отставки Лужкова со своего поста в сентябре 2010 года стал конфликт с тогдашним президентом страны Дмитрием Медведевым. Президент был возмущен поведением мэра, который, по его мнению, не смог справиться с последствиями смога, окутавшего город. В то время сам градоначальник находился за пределами Москвы. Медведев отстранил его от должности «в связи с утратой доверия».
Последние годы жизни Лужков проводил в Калининградской области, где занимался пасекой и подсобным хозяйством — он сам, несмотря на возраст, управлялся с техникой и приглашал друзей и журналистов в гости.