В условиях информационной войны против России закрывать глаза и добровольно поставлять информацию о российском населении, повседневной̆ жизни, вопросах здоровья и потребления за границу — недопустимо, заявил «Газете.Ru» председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.
Комментируя внесение в Госдуму законопроекта, призванного ограничить участие иностранных компаний в исследованиях российского рынка, парламентарий отметил, что в случае его принятия законопроект уравняет в правах зарубежные исследовательские и отечественные компании.
«В США и ЕС любые попытки исследований потребления, настроений или просто опроса своих граждан со стороны зарубежных или неподконтрольных компаний просто запрещены. Например, ВЦИОМ не может проводить опросы в западных странах под риском уголовной ответственности, а такие ИТ-компании, как Яндекс или VK, не допускаются к сбору данных жителей западных стран», — констатировал Александр Хинштейн.
Депутат отметил, что на первый взгляд, речь идет об исследованиях обыденной жизни россиян, но проблема связана с тем, что собранные и отправленные за пределы страны данные россиян практически невозможно отследить: куда они уходят, кто их обрабатывает, где и с каким уровнем защиты хранятся.
«Конечно, на обывательском уровне может показаться несущественной информация о том, что потребляет и сколько тратит россиянин. Но такие данные многое расскажут о социально-экономической обстановке в России нашим противниками — западные исследовательские компании формируют базы больших данных, где аккумулируются сведения о наших гражданах, никто не гарантирует, что в последствии эта информация не будет использована как против конкретных людей, так против всей страны в условиях информационной войны», — добавил председатель думского комитета.
Эту позицию разделяет сенатор Совета Федерации РФ Ирина Рукавишникова.
По ее словам, законопроект направлен на защиту персональных данных россиян и на противостояние утечке информации за рубеж.
«Сбор и хранение западными компаниями данных о россиянах должно контролировать государство. Недопустимо манипулировать собранной информацией и намеренно публиковать недостоверные данные, за это иностранные исследовательские организации должны нести ответственность», – прокомментировала инициативу сенатор.
Ранее стало известно, что в Госдуму внесли законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Поправки вводят в правовое поле понятие «Организатор исследований структуры рынка» потребления. Кроме того, документ прописывает создание реестра Организаторов, куда включаются компании, проводящие исследования на территории более половины субъектов РФ, или по решению ФАС другие компании при наличии в их работе определенных законом критериев.