Гиперопекой можно считать любые действия, которые выполняют родители вместо ребенка, когда они под силу и ему самому. При этом ошибочно называть подобное поведение взрослых заботой, ведь для психики ребенка гиперопека очень опасна. Об этом «Газете.Ru» рассказала педагог-психолог, нейропсихолог и детский психолог Сусанна Баринова.
По словам эксперта, одна из главная задач родителя — научить ребенка жить в мире самостоятельно. Гиперопека же создает все условия для того, чтобы дети постоянно нуждались в помощи.
«При гиперопекающих родителях ребенок не проходит все этапы взросления. Он лишается возможности развиваться самостоятельно и в результате отстает в психоэмоциональном развитии от сверстников. В итоге появляются неуверенность в себе, страх ошибок, трудности в построении взаимоотношений в коллективе, а также неумение преодолевать препятствия и отстаивать свои желания и мнение», – предостерегла детский психолог.
Она отметила, что также дети гиперопекающих родителей во взрослости склонны к различным зависимостям и вредным привычкам, повышенной тревожности, невротичности, инфантильности. Кроме того, часто они приобретают комплексы или эгоистические черты личности, зависят от чужого мнения, стремятся уходить от ответственности.
«Если родители заметили за собой признаки гиперопеки, не стоит отчаиваться. И хотя самый действенный способ – обратиться за помощью к семейному или детскому психологу, скорректировать поведение можно и самостоятельно. И главное правило здесь: не делать ничего за ребенка, а научить его самостоятельности», – сообщила эксперт.
Первым шагом на пути к исправлению, по словам психолога, должна стать проработка собственных страхов и психологических травм. Ведь чаще всего гиперопека рождается именно из-за них.
«Найдите место в жизни для собственных увлечений и самореализации, перестаньте делать все самостоятельно и разрешите ребенку пробовать и ошибаться, извлекая из этого уроки. В детском и подростковом возрасте крайне важно поддерживать самостоятельность ребенка, хвалить его и наблюдать, как он проявляет усилия и справляется сам», – посоветовала Сусанна Баринова.
Нейропсихолог рекомендовала также не использовать авторитарны стиль воспитания, не ограничивать свободу ребенка в тех сферах, где он может справиться сам, учить его справляться с трудностями, подсказывая пути или варианты решения, а также определить зону ответственности ребенка.
«Важно и наблюдать за своими чувствами. Действуйте не из жалости или чувства вины, а уважайте ребенка как самостоятельную личность», – заключила эксперт.
Ранее педиатр объяснила, с какого возраста детям можно путешествовать.