Чтобы рассказать детям разного возраста о вреде зависимостей, нужен разный подход. Для дошкольников и младших школьников подойдет рассказ о последствиях, а вот с подростками стоит говорить «на равных». Об этом «Газете.Ru» рассказала психолог онлайн-платформы Грань.рф Юлия Кузнецова.
По словам эксперта, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста авторитет взрослого обычно является непоколебимым, поэтому на них действуют рассказы о реальных негативных последствиях злоупотреблений.
«Скажите ребенку, что он наверняка знает, что взрослые иногда пьют алкоголь. Они могут делать это по разным причинам, например, в компании или по праздникам. Но злоупотребление может привести к страшной болезни – зависимости. Такие люди уже не способны радоваться, если не выпьют, не могут нормально общаться с другими, у них начинают болеть внутренние органы. Их близкие ужасно расстраиваются и в жизни появляется много проблем», – посоветовала психолог.
Она отметила, что здесь важно доверие между родителем и ребенком и собственный пример взрослого, отказавшегося от злоупотребления. Последнее очень важно, так как в этот период дети активно учатся именно на примере моделей поведения окружающих.
«С наступлением подросткового возраста говорить о вреде зависимости становится сложнее, поскольку для подростка становится важнее быть в группе сверстников, чем прислушиваться ко взрослым. Это нормальный процесс, так, человек начинает приобретать самостоятельность в своих действиях и решениях, в общении с друзьями он познает себя», – констатировала Юлия Кузнецова.
Но, по ее словам, в этом случае существует высокий риск попасть в «неправильную» компанию, в которой подросток ищет в первую очередь поддержки. К тому же, вероятно, что подросток уже много слышал о зависимости и ее последствиях, и рассказывать ему об этом просто бессмысленно.
«Поэтому на первом плане стоит задача укрепления факторов защиты от зависимости: важно в уважительной манере говорить с подростком о жизненных ценностях, поощрять стремление к саморазвитию, проводить вместе время за совместными занятиями. Это поддерживает доверие между родителем и ребенком, а также развивает его личность. Таким образом ему легче разобраться в себе и в окружающем мире, а значит и принять правильное решение», – объяснила эксперт.
Кроме того, психолог рекомендовала не читать лекции о вреде зависимостей, а провести доверительный диалог с ребенком. Например, можно сказать: «Ты уже много знаешь о том, что разные люди выбирают разный жизненный путь. Что ты думаешь о тех, кто впал в зависимость и ее последствиях?»
«Таким образом подчеркивается заинтересованность взрослого во мнении подростка. Далее можно спросить, как считает ребенок, что можно сделать, чтобы не допустить появления вредных привычек, что бы могло защитить подростка от этого. Так, поощряя процесс размышлений и отказавшись от нотаций, родитель сможет показать ребенку, что его мнение значимо, снизив риск реакций протеста», – заключила Кузнецова.
Ранее психолог Борисов рекомендовал не платить детям деньги за хорошие оценки.