На рынках газа дефицит предложения и высокие цены сформировались еще во второй половине 2021 года, и, как считает доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов, в 2023 году в полной мере проявится рецессия на рынках природного газа. Об этом эксперт рассказал в беседе с «Газетой.Ru».
По его словам, сейчас напряженность характерна не только для газового рынка Европы, но и для США, где уровень закачанного в подземные газохранилища газа практически не изменился за последние месяцы. Европа, по всей видимости, столкнется с риском дефицита предложения в январе-феврале 2023 года.
«В конце концов, на газовом рынке Европы большую роль будет играть погода (то, насколько затяжной и холодной будет зима), а не динамика цен на газ», — уверен он.
Ежегодно ЕС использует около 4,3 млрд МВтч энергии, полученной за счет природного газа, и, по имеющимся оценкам, при росте цен за год на 100 МВтч Европа переплачивает €430 млрд, подчеркнул экономист.
«Однако, несмотря на доминирующее в экспертном сообществе мнение о том, что в Европе имеется дефицит газовых ресурсов, это не совсем так. Все же часть российского газа замещена СПГ, часть поставляется Норвегией, которая в последние годы обеспечивала до четверти потребностей газового рынка, а часть – обеспечивается запасами газохранилищ, уровень заполненности которых как никогда высок. Другой вопрос – в том, по каким ценам поставляется газ в Европу сейчас, какова динамика спотовых цен, и какое негативное влияние это оказывает на экономику региона. Очевидно, что обеспечить стабильность экономики без системы долгосрочных контрактов вряд ли возможно, если, конечно, промышленность и потребители не готовы платить те непомерные цены, которые они платят сейчас», — объяснил эксперт.
Что касается перспектив поставок сжиженного природного газа (СПГ) из США в Европу, то они, уже сейчас достигнув пика, вскоре столкнутся со снижением, поскольку в США по крайней мере в ближайший год не планируется новых экспортных терминалов по СПГ, а в Европе – новых регазификационных мощностей.
«Поэтому дефицит газа на рынке Европы – это не текущая проблема, а отложенная, которая проявится лишь в 2023 году. В условиях, когда мировой спрос на газ существенно превысил предложение, было анонсировано множество новых проектов по СПГ, однако большая часть новых поставок появится только после 2024 года», — добавил Смирнов.
Несомненно, в ближайшие годы будет наблюдаться беспрецедентное изменение газового рынка Европы, которая в большей степени будет ориентироваться на дорогой СПГ, чтобы заменить российский трубопроводный газ. Однако в мире нет дополнительных мощностей СПГ, чтобы обеспечить Европу большими объемами, заметил он.
«Это связано с тем, что в 2010-е годы, когда цены на газ и нефть были низкими, многие инвестиционные проекты по СПГ были не так выгодны и шли с задержкой, а позднее по ним еще ударил кризис спроса, связанный с пандемией коронавируса. В связи с этим, международная торговля СПГ в ближайшие годы замедлится просто из-за отсутствия необходимых мощностей. В этих условиях Европе будет очень сложно «отвлечь» дополнительные объемы СПГ из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), несмотря на более привлекательные цены на газ в Европе, чем в Азии. Таким образом, если баланс по поставкам трубопроводного газа в мире сводится с дефицитом предложения, то по СПГ он будет еще жестче. Избыточных мощностей по газу в мире нет. Также следует учесть, что пока замедлен рост спроса на газ в Китае, который продолжает вводит карантинные ограничения, и постепенное восстановление спроса в этой стране также не позволит в полной мере удовлетворить запросы Европы», — убежден специалист.
Необходимо учитывать и то, что ключевой поставщик газа – Россия – уже несколько месяцев подряд сокращает добычу газа, поскольку даже рост поставок в Китай не в силе компенсировать снижение экспорта в страны Европы. Однако, например, СПГ с Ямала продолжает экспортироваться в Европу в высоких объемах, потому что этот газ торгуется на спотовом рынке с высокими ценами, и здесь рентабельность высока.
«Маловероятно, что завершение военной операции серьезно отразится на этом балансе, потому что экономические связи России с Европой разорваны почти безвозвратно, по крайней мере, на ближайшее время», — заключил Смирнов.
Ранее Центробанк Германии предупредил об усилении экономического спада в стране зимой. В заявлении говорится, что это связано с сокращением поставок российского газа.