Санкционное давление, двухстороннее закрытие воздушного пространства, ограничения на въезд кардинально переориентировали транспортные потоки не только вне страны, но и внутри, рассказала «Газете.Ru» д.э.н., профессор кафедры Мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления (ГУУ) Галина Сорокина, комментируя совещание по развитию отдельных направлений транспортного комплекса, прошедшее 24 мая.
Так, интерес к туристическим продуктам России сформировал спрос на развитие внутренней транспортной инфраструктуры. Однако существуют проблемы с перевозкой, отмечает эксперт. В частности, это касается авиасообщения.
«Парк самолетов иностранного производства, находящихся в коммерческом использовании хоть и составляет 67,1 %, но на его долю приходится около 95 % авиаперевозок. Одновременно с этим почти все эти самолеты (около 63% авиапарка) находятся в лизинге, а с учетом отзыва многими компаниями лизинговых договоров использование данных самолетов возможно только для внутренних авиаперелетов в связи с рисками ареста в иностранных авиапортах», — сказала она.
Усугубляет эту проблему, по словам Сорокиной, то, что большинство самолетов относится к малой и региональной авиации. Иностранное происхождение бортов несет риски еще и с точки зрения обслуживания и ремонта. Средний возраст самолетов гражданской авиации составляет больше 10 лет — многие владельцы малой авиации жалуются на отсутствие комплектующих и разрыв договоров на поставку деталей со стороны американских и европейских производителей.
«Скорее всего с такой проблемой скоро столкнутся и крупные авиаперевозчики, которым придется либо отдавать некоторые воздушные суда на разбор на детали, либо государство должно интенсифицировать программы импортозамещения, например привлекая производителей отечественных военных самолетов к производству не только новых гражданских судов, но и комплектующих и деталей к существующим импортным», – подчеркнула эксперт.
Сложившаяся ситуация несет значительные риски для безопасности полетов. Правительству следует задуматься о развитии региональных авиапортов, обновлении и строительстве новых современных взлетных полос, ориентированных не на малую и региональную авиацию, а на прием крупных современных лайнеров.
Ранее сообщалось, что Минтранс РФ назвал количество потерянных из-за санкций самолетов.