Нет ничего удивительного в том, что результаты цифрового и обычного голосования разнятся – если партия власти последовательно призывала своих сторонников пользоваться ДЭГ в рамках выборов в Госдуму, то оппозиция так же последовательно убеждала этого не делать, говорит политолог Михаил Ковалев.
«Публичным и наглядным был как процесс мобилизации сторонников как власти, так и оппозиции. Власть продолжила тренд на поддержку дистанционного голосования, основу которого заложила пандемия: люди в принципе уже привыкли к дистанционному образу жизни, покупок и прочего. Оппозиционеры же, в свою очередь, призывали своих сторонников идти на избирательные участки «ногами», ссылаясь на то, что это якобы более надежный способ зафиксировать результат голосования, чтобы его не украли и тому подобное. В результате получилось, что одни пропагандируют электронное голосование, другие – выступают против него», — рассуждает эксперт.
Таким образом, среди избирателей, использовавших ДЭГ, доминируют люди, лояльные власти и получившие удобную возможность.
«Причем удобство голосования в данном случае коррелируется в принципе с тем, как входит в нашу жизнь цифровизация – это вопрос комфорта. И космическая явка в 90% говорит о том, что эта технология очень удобна. В то же время, на избирателей, «идущих ногами», могут повлиять разные факторы: настроение, погода, новости, возникшие дела, в результате чего может снизиться мотивация прийти. Поэтому электронная явка оказалась выше, там было больше сторонников власти, и нет ничего удивительного в том, что результаты цифрового и обычного голосования разнятся», — считает Михаил Ковалев.
Политолог полагает, что за ДЭГ будущее, так как это вопрос удобства и соответствия реалиям, в которых живет современное общество.
«Это можно сравнить с походом в кинотеатр. В пандемию в нашу жизнь мощно вошли цифровые сервисы, оказалось, что можно удобно смотреть фильмы, в том числе премьеры, дома. Но когда давление пандемии немного спало, и общество вернулось в некое нормальное состояние, оказалось, что выбор между походом в кинотеатр и просмотром дома уже не такой очевидный. Многие делают выбор в пользу комфорта. Аналогичным образом обстоит ситуация с электронным голосованием как частью нашего нового ощущения жизни: конечно, ДЭГ будет доминировать, потому что это удобно. Ты можешь проголосовать по телефону, в любой момент, поэтому явка там выше: в результате гражданское участие в количественном отношении повышается, а государственные расходы на организацию электорального процесса, на мой взгляд, снижаются», — отметил он.
По мнению Михаила Ковалева, оппозиция, выступая против ДЭГ, лишила себя части электората.
«Когда человек выбирает комфорт, а его призывают поступать иначе, возникает некий конфликт интересов. Возможно, многих это оттолкнуло – не на идеологическом, а на бытовом уровне. Ведь трудно идти против ветра», — заключил эксперт.