За час до начала последнего заседания по делу об убийстве Тимура Качаравы к зданию городского суда на Фонтанке подкатили два микроавтобуса «Форд». В каждом находились по 15 бойцов спецназа внутренних войск.
По слухам, силовую поддержку запросила председатель горсуда — в суде всерьез опасались столкновений между представителями «Антифа» и неонацистами.
За 15 минут до начала заседания к суду действительно прибыли две враждующие группы — всего около 40 человек. Несколько антифашистов скрывали лица платками. Бритые головы сочувствующих подсудимым отсвечивали на солнце. Правда, никаких признаков агрессии никто не выказывал, поэтому спецназовцы сидели в автобусах, ожидая приказа.
В 12.30 журналистов, толпившихся у зала заседаний, разогнали судебные приставы: подсудимые в закрытом режиме выступали с последним словом. О раскаянии за содеянное, как выяснилось позже, они практически не упоминали.
«Все подсудимые, за исключением одного, не попросили прощения за содеянное, — рассказала «Газете.Ru» в перерыве адвокат Ольга Цейтлина, представитель родителей Качаравы. — Да и этот один произнес что-то невнятное. Они говорили, что уже подорвали свое здоровье в СИЗО, просили не наказывать их сурово, о том, что Россия – не Китай с его карательной системой. Почти все сказали, что если бы знали, что все так случится, их бы там (на месте преступления. – «Газета.Ru») не было. Никто особо не раскаялся».
По словам Цейтлиной, во время процесса кто-то из подсудимых прямо в клетке выцарапал на скамье свастику.
В 13.00 судья огласила приговор. Ожидалось, что его чтение займет около 3 часов. Однако судья Ирина Туманова не стала нервировать зрителей и уложилась в полчаса. Судья основывалась на вердикте присяжных, которые хоть и признали всех подсудимых виновными, но посчитали, что многие из обвиняемых достойны снисхождения. Всем подсудимым инкриминировалась ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства с применением насилия, совершенное организованной группой». Главному обвиняемому Александру Шабалину – еще и ст. 105 УК РФ «Убийство».
За это Александра Шабалина признали непосредственно виновным в убийстве Тимура Качаравы. Он получил 12 лет в колонии строгого режима.
Три его подельника будут отбывать срок в колонии общего режима: Московкин отправится за решетку на 3 года, Панасов и Головлев — по 2 года. Ушаков и Семенов получили 3 года условно, а Ефремов — 2 года условно. Эту троицу выпустили из-за решетки прямо в зале суда.
Они не скрывали радости, вскидывая руки вверх и вскрикивая: «Слава Перуну!».
Родители условно осужденных тщетно шикали на освобожденных чад и кричали, чтобы те не смотрели в телекамеры «провокаторов» — журналистов. Но освобожденные не слушались и радостно перекрикивались с друзьями и подругами, собираясь идти пить пиво. «Ребята, пару слов, — умоляли телевизионщики. — Вы довольны приговором?» «Конечно, довольны, и так почти два года отсидели. Ни за что», — отвечали им только что выпущенные из клетки.
Остальные осужденные довольными явно не были. «Наверное, мы будем подавать кассацию, — заявил «Газете.Ru» Сергей Кубасов, адвокат Александра Шабалина. — Пока точно не знаю. Мне надо встретиться с подзащитным, ознакомиться с протоколом и приговором по делу. Думаю, в течение недели этот вопрос прояснится, у нас есть десять дней».
Представители потерпевшей стороны решению суда также не радовались.
«Конечно, мы недовольны приговором, – рассказывал журналистам один из представителей группы антифашистов по прозвищу Седой. — Он несправедлив. Всех семерых надо было судить за умышленное убийство. Но все решили свалить на одного человека. Государству просто выгодны фашистские взгляды, фашистская идеология».
Позиция обвинения пока не ясна. «Говорить об обжаловании и давать какую-либо оценку преждевременно, — заявил зампрокурора Петербурга Александр Корсунов. — На руках у нас нет приговора, как только мы его получим, будет ясно — предпринимать нам дальнейшие шаги или нет».
Между тем убийство студента-антифашиста раскрыто не до конца — в отдельное производство, по данным «Газеты.Ru», сейчас выделено уголовное дело в отношении некоего Зенина, организатора этого преступления.
Сейчас Зенин объявлен в розыск.
Напомним, суд по делу об убийстве Тимура Качаравы длился более двух месяцев. По делу проходили семеро обвиняемых (трое из них несовершеннолетние). Преступление произошло 13 ноября 2005 года на Лиговском проспекте у Московского вокзала. На студента философского факультета СПбГУ Тимура Качараву и его друга Максима Згибая, пешком возвращавшихся от станции метро «Владимирская» (у метро студенты раздавали пищу бездомным в рамках антифашистской акции «Food not bombs»), напала группа молодых людей. Обоих несколько раз ударили ножом. От шести полученных ранений Качарава умер. Згибая успели доставить в больницу, и он выжил. Качарава был членом молодежного движения «Антифа». По некоторым данным, нападение на него было местью за избиение неонацистов в Таврическом саду, которое произошло незадолго до этого. Довольно быстро оперативники вышли на подозреваемых, причем большую роль сыграл интернет, в котором были размещены отзывы неонацистов на убийство Качаравы.