Сегодня налоговая относится к блогерам так же серьезно, как и к остальному бизнесу, и проверяет их наравне со всеми, подчеркнул глава Федеральной налоговой службы Даниил Егоров. Об этом он сообщил в интервью РБК.
«Блогеры — такие же налогоплательщики, как мы все. <...> В случае с блогерами проходили обычные проверки», — отметил Егоров.
Он уточнил, что к блогерам нельзя «относиться пренебрежительно», потому что они влияют на экономику и вносят свой вклад в ВВП. В то же время, с точки зрения поступления налогов, вклад блоггинга в бюджет незначителен по сравнению с другими отраслями.
Не все блогеры уклонялись от уплаты налогов злонамеренно, считает глава ФНС. Проблема в том, что бизнес в этой области может быть устроен специфично. Например, блогеры способны обходиться без собственного отдела бухгалтерии, что потом приводит к определенным проблемам.
«Одна из существенных проблем — это проблема быстрого роста. Ребята быстро выросли, и росли без необходимости использования понятных для нас классических моделей создания бизнеса с отделом кадров, юристами и бухгалтерией», — описал ситуацию Егоров.
Часть блогеров осознали свои недочеты, исправились и перешли в легальное поле. Но и есть те, кто пытается продолжать зарабатывать в обход обязательных правил, отметил глава ФНС.
Егоров также опроверг мнение, что громкие дела блогеров имеют политическую подоплеку - те, кто закрыл свои обязательства перед налоговой, «прекрасно работают дальше».
Кремль ранее уточнял, что не имеет какой-то «специальной позиции» относительно блогеров и их проблем с ФНС.
Кто из блогеров не платил налоги
Обвинения в неуплате налогов посыпались на блогеров-миллионников с начала этого года. Первой под удар попали Лерчек (31-летняя Валерия Чекалина, ведет фитнес-марафоны по похудению) и ее муж Артем Чекалин. В марте следствие завело против них дело из-за уклонения и пособничества в уклонении от налогов (ч. 2 ст. 198, ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 198 УК). Позже пару также обвинили в отмывании денег в особо крупном размере (п. «б» ч. 4 ст. 174.1 УК).
Следственный комитет выяснил, что Чекалина использовала упрощенную схему налогообложения, в рамках которой прибыль не должна превышать 150 млн рублей в год. На деле автор фитнес-советов зарабатывала намного больше. По той же схеме действовали другие блогеры, которым позднее предъявили схожие обвинения. В случае Чекалиной, бюджет недосчитался больше 300 млн рублей.
Сами Чекалины не признали вину и заявили, что честно вели бизнес и платили налоги. В то же время Лерчек согласилась погасить долг и отметила, что главное — «признавать ошибки и сотрудничать».
«Мы готовы все возместить. А те, кто злорадствует, будьте уверены: такое может случиться с каждым. Так же проснетесь утром и офигеете», — предупредила Чекалина.
Полностью рассчитаться с налоговой пара смогла только недавно, выплатив последнюю сумму к 19 ноября. В общей сложности им пришлось заплатить 500 млн рублей.
Следом, в конце марта следователи пришли к Александре Митрошиной (29-летняя блогер продавала курсы по раскрутке в соцсетях). Она недоплатила в бюджет 120 млн рублей и получила обвинение в уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК). Погасила долг к маю, выплатив 127 млн, и частично признала себя виноватой.
«Я относилась, как сейчас понимаю, совершенно к этому безответственно. Поэтому — да, я признаю свою ошибку. И, действительно, некоторые налоги были недоуплачены», — сказала Митрошина.
В апреле следствие заинтересовалось Еленой Блиновской (42-летняя блогер известна своими марафонами желаний). Она задолжала бюджету рекордную для блогера сумму - более 900 млн рублей. После сообщений о грядущем обвинении Блиновская пыталась сбежать в Белоруссию, но ее задержали на границе. С тех она под домашним арестом.
Кроме уклонения от уплаты налогов блогера подозревают в отмывании денег. Как и в случае Лерчека, в качестве соучастника привлекли мужа Блиновской. Защита женщины заявляла, что та перечислила в бюджет «значительную сумму», но позже выяснилось, что блогер выплатила всего 5% от задолженности (50 млн рублей). Свою вину она полностью признала и раскаялась, передавал СК.
Последним фигурантом громких дел против блогеров стал Аяз Шабутдинов (32-летний создатель бизнес-тренингов, кроме продажи интернет-курсов основал сеть хостелов Like Hostel и кофе-баров Coffee Like). В начале ноября его задержали в Москве. В отличие от остальных, Шабутдинова обвинили в мошенничестве, организованном группой в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК). Гособвинение указало, что подозреваемый «из корыстных побуждений» создавал «ложное впечатление», что его образовательные курсы помогут стать предпринимателем и гарантированно много зарабатывать.
Шабутдинов уточнял, что на него пожаловались в полицию восемь бывших учеников. Бизнесмен назвал ситуацию абсурдом и плохим знаком для всех предпринимателей. Свою вину он не признает.
«Из-за нескольких недовольных людей могут прийти с обысками, отправить в СИЗО, а всю технику вывезти, заблокировав работу компании, — нездоровый сигнал всем предпринимателям», — считает Шабутдинов. По делу о мошенничестве ему грозит до десяти лет колонии.