Сама встреча встреча советников состоялась по запросу Германии, передает ТАСС. Также по просьбе немецкой стороны основным вопросом для обсуждения стала возможность организации в этом году саммита глав государств «нормандской четверки».
Двухчасовые переговоры прошли в духе уже ставшей за 7 лет неизменной европейской традицией «конструктивной неопределенности». Все участники формально согласились, что проводить саммит ради самого саммита нецелесообразно. Российская сторона настаивала, что встреча лидеров должна иметь конкретные практические результаты, отраженные в итоговом документе.
Ещё накануне встречи Россия поставила вопрос о наличии неразрешимых противоречий в позиции официального Киева по вопросу минских соглашений.
Так, например, руководитель Офиса президента Украины Андрей Ермак поддержал включение в проект итогового документа саммита положения о приверженности Украины полному выполнению Минских соглашений, в то время как официальный представитель Офиса президента Украины в СМИ открыто заявляет, что Киев «снялся с крючка Минских соглашений». При этом украинский кабмин официально внес в августе этого года в Верховную раду законопроект о переходном периоде, содержащий прямые запреты на их выполнение и по сути являющийся официальной заявкой Украины на выход из Минска.
Напомним, что Минские соглашения предписывают проведение на Донбассе местных выборов. В свою очередь, законопроект о переходном периоде их прямо запрещает. И несмотря на это очевидное раздвоение сознания, представитель Украины в группе политических советников отказался признать наличие каких-либо противоречий по позиции официального Киева в отношении выполнения Минских соглашений. Более того, Ермак прямолинейно заявил, что «не нужно обращать внимания на ситуацию внутри Украины и дал понять, что президент Украины Владимир Зеленский «исполнит всё, под чем будет стоять его подпись после саммита».
В свою очередь представитель России в переговорах политсоветников Дмитрий Козак призвал европейцев прояснить, кто по Минским соглашениям является сторонами конфликта.
Предложение Москвы традиционно осталось без ответа. В итоге Германия и Франция неохотно взяли на себя обязательство свести все российские и украинские предложения в обновленный проект итоговой декларации саммита, пытаясь максимально смягчить обязательства подписантов и исключить формулировки, которые «будут точно отвергнуты» кем-то из участников.
«Европейские партнеры не хотят никого обидеть. Но при таком подходе и исходя из ситуации внутри Украины и публичных заявлений украинских официальных лиц, в итоговом документе возможного саммита может остаться лишь необязывающая приверженность Минску и благодарность уходящей с поста Ангеле Меркель за активную работу», - резюмировал источник.
Между тем представитель Украины Андрей Ермак неожиданно попытался добавить в текст проекта итогов саммита «газовую тематику».
«Поскольку речь идет о выполнении Минских соглашений, вероятно, представитель Украины имел в виду организацию Киевом поставок газа Донецку и Луганску, поскольку Минскими соглашениями предусмотрено восстановление социально-экономических связей Украины и Донбасса. Другие аспекты газового вопроса в компетенцию «нормандского формата» не входят», - прокомментировал источник в интервью РИА «Новости».
Как известно, после официального визита президента Украины Владимира Зеленского в США, состоявшегося 1 сентября 2021 года, официальные лица Украины на различных публичных площадках начали активно продвигать идею о том, что США якобы одобрили отказ Украины от выполнения Минских соглашений.
В частности, спикер украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Алексей Арестович заявил, что Украина «снялась с крючка Минских соглашений» и больше не обязана их выполнять.
Украинские чиновники не первый раз делают в публичном пространстве заявления, противоречащие официальным позициям и взятым на себя обязательствам Киева в рамках международных переговоров по урегулированию конфликта на Донбассе. Президент Украины Владимир Зеленский еще 10 октября 2019 года заявлял, что Минские соглашения не являются для него чем-то обязательным к выполнению, а весной 2020 года говорил о том, что Минские соглашения необходимы исключительно для сохранения санкций против России.
Суть закона «О госполитике переходного периода»
Киевские власти упорно пытаются исключить Донецк и Луганск из процесса урегулирования, а на Россию навесить ярлык «агрессора»
и представить внутренний конфликт с ДНР и ЛНР как международный конфликт с Россией, что прямо противоречит Минским соглашениям.
При этом Запад, по сути, поощряет такие подходы Украины.
Воодушевленные поддержкой, украинские власти поставили на поток выдвижение инициатив и принятие решений, которые ещё более осложняют и без того зашедший в тупик процесс урегулирования конфликта на Донбассе и делают объективно невозможным выполнение Минских соглашений.
В августе этого года кабмином был внесен в Верховную раду законопроект «О государственной политике переходного периода», который содержит целый ряд прямых запретов на урегулирование конфликта на основе Минских соглашений. В законопроекте вопреки Минским соглашениям официально закрепляется статус России как государства-агрессора и стороны конфликта. После «деоккупации» на переходный период на территориях Донбасса в прямое противоречие с Комплексом мер запрещается проведение местных выборов и предусматривается введение переходных военно-гражданской и международной администраций.
Должны быть проведены зачистки и выдворения из страны иностранных граждан. В нарушение Минских соглашений в отношении значительной категории жителей Донбасса (в том числе иностранцев) не может быть применена амнистия. Не предусматривается участие органов местного самоуправления в формировании местных судов и органов прокуратуры.
В отношении жителей Республик вводятся процедура люстрации и существенные ограничения в гражданских и политических правах (ограничения прав быть избранными на местных выборах, запрет на занятие государственных и муниципальных должностей). Законопроект также ограничивает права на социальные выплаты пенсионеров Республик и иных получателей пособий.
Документом ограничиваются и права жителей Донбасса на передвижение. Документы, удостоверяющие личность и выданные местными органами власти, а также российские паспорта считаются недействительными и не дают права на въезд на «временно оккупированные территории» и выезд с них, а также на пересечение государственной границы Украины.
По сути внесение подобного законопроекта в Раду следует рассматривать как официальную заявку правительства на выход Украины из Минских соглашений.
Если данный закон будет принят, государственным органам и должностным лицам Украина юридически будет запрещено согласовывать и исполнять принятые Украиной обязательства в соответсвии с Минскими соглашениями. А произойдет это на фоне повсеместного нарушения прав человека на Украине стали уже массовыми явлениями. Игнорируются гарантии использования и защиты русского и других языков.
Недавно был принят и закон о коренных народах, который фактически лишает этого статуса целый ряд народов, веками проживавших на территории Украины. Киев закрывает неугодные СМИ и интернет-ресурсы, преследунт независимых журналистов и оппозиционных политиков. Кроме того, развиваются движения неонацистского толка, которые держат в страхе украинское общество.