«Я расскажу про любовь и про смерть»
Самым сложным для режиссера Анастасии Сарычевой было уговорить Ларису Савицкую на съемки: если для художественного фильма «Одна» она выступила только консультантом, детально описав события, то в документальном жанре женщина от первого лица поделилась всем, что с ней произошло.
Фильм «8 минут до земли» — это 24 минуты, где Савицкая в кадре рассказывает подробности крушения и о том, как с травмами продержалась в тайге в рядом с трупом первого мужа – Владимира, как вытащила у него из кармана спички и сигареты, чтобы закурить и разжечь костер... Который не пригодился. Потому что ее наконец нашли спасатели.
Режиссеру фестивального кино Анастасии Сарычевой пришлось согласиться на условия Савицкой: та попросила вывезти ее на съемки туда, где ей будет комфортно. Поэтому в ковидный 2020 год, в условиях закрытых границ, режиссер, оператор и Савицкая отправились в Сербию.
Лариса Савицкая на съемках фильма «Одна», 2020 год
Из личного архива Ларисы Савицкой«Только спустя пять дней общения она смогла привыкнуть к съемочной группе, и только тогда мы начали. Это было очень тяжело эмоционально и для нее, и для нас: Лариса плакала, досконально вспоминая события. Я тоже, оператор шмыгал носом. На монтаже мы по 12 часов жили с этим тяжелым состоянием, отбирая ее фразы», — сообщила Сарычева «Газете.Ru».
Одной из самых запоминающихся фраз Савицкой она назвала такую: «Я расскажу про любовь и про смерть». После этих слов Савицкая объяснила, как долго и красиво будущий муж Владимир ухаживал за ней, как не хотела возвращаться из Москвы, где училась, в родной Благовещенск.
«Она не торопилась замуж, Владимир буквально уговаривал ее. А потом она поняла, что это ее мужчина. Поженились, и она, 20-летняя студентка, не была готова к рождению ребенка. Но в медовый месяц, проведенный в гостях у родителей, пообещала мужу наследника. В ночь перед роковым вылетом. И потом, спустя два года после его гибели в авиакатастрофе, она родила сына, которому дала фамилию любимого», — рассказала режиссер.
По ее словам, до съемок документального фильма Лариса Савицкая не рассказывала так глубинно свою историю ни второму мужу Тимофею, которого встретила 12 лет назад, ни сыну. Они знали только факт того, что ей пришлось пережить. Семья отправилась на съемки в Сербию и в крымский Гурзуф вместе с героиней: процесс длился две недели. А потом было два месяца монтажа и написания оригинальной музыки.
«После первой недели она говорила так: я вам сейчас это все расскажу и очень хочу все забыть. А потом мы полетели снимать в Крым, где она живет чаще, чем в Москве. Ей там комфортно, но в свой дом, в свое личное пространство она не пускала, от всех дистанцировалась: мы ее мучили», — призналась Сарычева.
Актеры Леонид Громов, Ян Цапник, режиссер Дмитрий Суворов, актер Виктор Добронравов и актриса Надежда Калеганова во время съемок фильма «Одна» в поселке Усьва Пермского края, 2020 год
Серж Винтер/РИА «Новости»Она уточнила, что, несмотря на пережитую трагедию — 8 минут падения до земли на обломке самолета, серьезные травмы — Савицкая очень любит путешествовать и совершенно не боится летать на самолете. В отличие от сына Георгия – он во время перелетов просил держать его за руку.
Полную картину событий 1981 года в начале августа уже посмотрели жители Дальнего Востока на закрытом показе в Благовещенске – родном городе Ларисы Савицкой. На премьеру она не прилетела. По словам режиссера, героиня уехала оттуда навсегда после смерти своей матери, так как с городом связаны слишком тяжелые воспоминания, ей невыносимо там находиться. А на премьеру в Москве она приедет: в конце сентября в камерной обстановке одного из кинотеатров увидит себя на большом экране.
«Выжила, чтобы второму мужу в ручки упасть»
Восемь минут – именно столько падал самолет с высоты чуть более 5 км.
«В тот момент была эмоциональная оглушенность, так как я увидела, что человек, за которого я только вышла замуж, погиб. Я очнулась на полу и поползла в кресло, чтобы сгруппироваться, и ждала момента падения куска самолета, чтобы отпружинить ногами от пола. Этот способ помог мне выжить. Подсмотрела его в итальянском фильме «Чудеса еще случаются» за год до авиакакастрофы, мы ходили на него с Володей. Получается, я в каком-то смысле оказалась в долгу перед киноиндустрией, потому и согласилась на съемки, хотя меня долго уговаривали. Не хотела вспоминать», — рассказала «Газете.Ru» Лариса Савицкая спустя 40 лет после трагедии.
Сумев не только выжить, но и перебороть боль от переломов и прикушенного языка, 20-летняя Лариса Савицкая решила бороться за себя и жить нормальной жизнью. Насколько это вообще было возможно, когда государство максимально замалчивало катастрофу, а единственной выжившей заплатили всего 225 рублей за все пережитое — 75 за полученные травмы и 150 за гибель мужа.
Лариса Савицкая
Из личного архива Ларисы СавицкойПотом, правда, историю подняли журналисты, и девушка получила от авиакомпании квартиру в столице. Залечив душевные и физические раны, Савицкая дополучила первое высшее образование и поставила цель родить ребенка: время на это было ограниченно из-за полученных травм. Позже Савицкая отправилась в Москву за вторым высшим образованием.
«Психологически, когда постигаешь новое, меняешься. Это помощь себе. Нельзя цепляться за потери: мы начинаем жалеть себя. Нужно чуть отпустить и найти вокруг себя тех, кому тяжело. Помощь другому переключает и не оставляет места для печали и грусти. Я выбрала профессию, которая помогает в реабилитации тем, кому физически пришлось еще тяжелее. Решила переработать свой печальный опыт с пользой: пошла учиться на психофизиолога, это работа с пост-травматическим синдромом», — сообщила Савицкая.
Она также рассказала, как после учебы увлеклась полиграфами и оказалась на научном мероприятии, где встретила будущего мужа. Заново создавать семью женщина снова не стремилась, но выяснилось, что у них общие интересы и они психологически совпадают.
«Знала только, что он полиграфолог. Но оказалось, что случайности неслучайны. А потом выяснили, что по соционике мы дуальная пара в третьей квадре. Рассказала Тимофею свою историю и сказала, что выжила, чтобы ему в ручки впасть», — отметила Савицкая.
С мужем они живут уже много лет. Работают и путешествуют вместе. И свое хобби, ставшее бизнесом (написание программ для полиграфов), они применили по отношению к съемочным командам.
«Они заставили меня вспоминать. Что ж, тогда и нам должна быть польза: на девушку-сценариста фильма «Одна» мы нацепили приборы полиграфа, создали отдельную программу, которая анализировала эмоции интервьюера», — сообщила Савицкая.
«Если посмотреть два фильма, художественная и документальная картина дополняют друг друга, формируя все то, что я пережила. Хочется, чтобы это было на пользу другим людям. Когда прошло столько лет, говорить немножко проще, чем первоначально», — призналась Савицкая.