Книжников рассказал о своих впечатлениях от поездки по местам прошлогодней аварии.
«Прежде всего, эту поездку мы рассматриваем как продолжение того взаимодействия, которое возникло между общественными экологическими организациями и «Норникелем» после аварийного разлива дизтоплива на Норильской ТЭЦ-3.
В конце июля в рамках нашего долгосрочного диалога от «Норникеля» поступило предложение посетить Норильск. Главным пунктом стал выезд на место – но не самой аварии (в район резервуарного парка ТЭЦ-3 в Кайеркане), а в район наиболее активных и важных действий по локализации разлива дизтоплива – на реку Амбарную. С помощью космического мониторинга WWF России с первых дней аварии следил за ситуацией, и среди прочего в 2020 году в Норило-Пясинской озерно-речной системе в период половодья мы регистрировали загрязнение этих озер из-за ветровых нагонных явлений. С помощью радарной съемки очень хорошо видна локация, где сосредоточены основные силы и средства, поэтому мы видели, что спасатели перемещались и к этим водоемам тоже», — сказал он.
По словам Книжникова, остаточных загрязнений обнаружено не было.
«Визуально нигде каких-либо существенных загрязнений нами обнаружено не было. Но это естественно. Во-первых, дизельное топливо в силу своей специфики в любом случае, если бы его, например, не убирали (а в Норильске его активно убирали), проникло бы в толщу грунта.
«Замазученные» участки, которые на глаз воспринимаются более привычно, и всегда более заметны, характерны только для нефтяных разливов. Во-вторых, в этом году в Норило-Пясинской системе случилось очень высокое половодье, а потому та береговая линия, что в прошлом году получила свою порцию загрязнения, в 2021-м оказалась по большей части скрыта под водой», — сказал он.
Книжников также рассказал о работах по ликвидации последствий разлива.
«Есть такой термин «зачистка». Вот один тип работ – это именно зачистка выявленных в ходе прошлогодних научных экспедиций в прибрежной зоне мест с повышенными концентрациями углеводородов. И там по четкому графику специалисты «Норникеля» с помощью специальной технологии, продувки этих грунтов, выдавливают эти загрязнения на поверхность воды и собирают их с помощью сорбентов.
Во время интенсивной спецоперации, в июне-июле прошлого года, когда там работало до тысячи человек и было очень много спецсредств, тундровая прибрежная территория были просто изъезжены различного рода техникой, в том числе гусеничной. Все это привело к серьезному нарушению естественного растительного покрова. Радует, что «Норникель» начинает восстанавливать эти не загрязненные дизтопливом, но все же разрушенные биотопы. Это очень трудоемкая работа, быстро там ничего сделать не получится, но процессы движутся», — добавил он.
Также Книжников прокомментировал иск Росрыболовство к АО «НТЭК» о воздействии негативных фактором из-за утечки дизтоплива на всю акваторию Норило-Пясинской озерно-речной системы -от места аварии вниз по течению до Карского моря.
«В открытом доступе и в публичной сфере нет расчета, на котором они обосновали свои претензии к компании. Мы призываем Росрыболовство публично представить свои обоснования. Расчет ущерба базируется на неких исходных научных данных, то есть, по логике, у агентства должны быть доказательства, что разлив дизельного топлива действительно получил такое протяженное распространение. Но мы не видели этих данных, а значит, пока здесь у нас сомнения, что это возможно.
С другой стороны, мы понимаем, что водные объекты в Норило-Пясинской системе подвергались многолетнему негативному воздействию со стороны комбината – различные сбросы там происходят десятилетиями. Можно предположить, что деградация местообитаний и популяций рыб, которая происходила в зоне разлива, имеет место быть, если сравнивать с фоновыми значениями. Грубо говоря, с состоянием водоемов в правобережье реки Пясино, и тех притоков, в которые исключено попадание каких-либо загрязняющих веществ, связанных с деятельностью комбината. В то время как не только река Амбарная, но и Норильская, которая впадает в озеро Пясино – это фактически каналы, по которым не только этот разлив, но и многие другие сбросы поступали в озеро и ранее, и оказывали на него воздействие», — заявил он.
В заключении Книжников предположил, за какой срок удастся ликвидировать последствия прошлогоднего разлива дизтоплива.
«С точки зрения нормативной лексики то, что случилось на Норильской ТЭЦ-3, – это авария. Деградация ихтиофауны там связана не столько с прошлогодним разливом, сколько в целом с тем прессингом, который не слабеет десятилетиями. Минимум через десять лет, если больше в Норильске не случится новых серьезных сбросов загрязняющих веществ, думаю, мы увидим восстановление, в первую очередь водных биологических ресурсов по всей цепочке.
Мы питаем осторожную надежду, что компанией за минувший год сделаны серьезные выводы – «Норникель» радикально пересмотрел свою экологическую политику и подходы к обеспечению промышленной безопасности. Мы увидели работы по «Большой уборке». Для ликвидации накопленных отходов компанией выделены серьезные инвестиции, уже построена фабрика по дроблению остатков разнообразных конструкций.
Также мы рассчитываем, что «Норникель» пересмотрит и многие технологические схемы. Например, откажется от использования дизтоплива. Вместо него можно перейти на СПГ. В начале этого года компания заявила, что начала проектировать строительство в Норильске среднетоннажного СПГ-завода, чтобы, прежде всего, перевести на новое топливо карьерную и другую большегрузную технику. Но в перспективе можно будет отказаться от солярки и как от резервного топлива для ТЭЦ», — заключил Книжников.