Краснокнижные животные — в исключительных случаях
С 1 августа в России начнут действовать изменения в законах «О животном мире» и «Об охоте». Фактически поправки усложняют введение ограничений на охоту. Согласно им, региональные власти смогут самостоятельно определять виды разрешенной охоты, ее сроки и допустимые орудия. Запрет на отстрел животных теперь можно будет ввести, только если госмониторинг подтвердит, что численность того или иного вида в течение трех и более лет непрерывно снижается, а популяция сократилась не меньше, чем на 50%.
Кроме того, закон снимает прямой запрет на убийство краснокнижных животных — оно допускается в «исключительных случаях» (ради научных изысканий).
Зоозащитники еще на этапе обсуждения законопроекта развернули масштабную кампанию против изменений. На сайте change.org идет сбор подписей под петицией «Не допустим охоту на исчезающие виды животных в России». Ее текст составлен совместно с учеными Российской Академией Наук и экспертом GreenPeace.
«Данный законопроект вводит дополнительную бюрократическую нагрузку и фактически делает невозможным установление учеными ограничений на охоту… Теперь под видом научных исследований можно будет проводить охоту на снежных барсов, белых медведей, леопардов, тигров… Можно разглядеть в данном законопроекте возможности для отстрела исчезающих видов животных в России», — написал ее автор Арсений Филиппов.
На момент публикации материала петицию поддержали более 147 тыс. человек.
Воробьи и волки исчезают
Между тем под угрозой оказались не только краснокнижные животные, отмечают зоологи. В России резко сократилась популяции волков, диких серверных оленей и даже домовых воробьев.
«В последнее время у нас вызывает опасение таймырская группировка северного оленя. К сожалению, его очень сложно посчитать — это дорогостоящая процедура, но в этом году впервые выделили достаточное количество средств.
Итоги этого подсчета будут известны только через несколько месяцев, но, по первым отзывам учетчиков, численность вида резко сократилась», — рассказал руководитель программы по сохранению биоразнообразия Всемирного фонда дикой природы Владимир Кревер.
По его словам, поголовье дикого северного оленя в Русской Арктике снижается из-за техногенного фактора, браконьеров, которые охотятся за рогами самцов, и конкуренции за пастбища с домашними оленями.
«Когда тот или иной вид в природе исчезает, начинает потихоньку меняться экосистема», — добавил Кревер.
Это хорошо видно на примере обычного волка, отметила зоолог, доктор биологических наук МГУ Ирина Беме.
«Во многих регионах России число волков значительно уменьшилось, и это плохо для местных копытных. Роль волков как санитаров леса никто не отменял», — пояснила она.
Стлало очевидно и исчезновение воробьев в городах, рассказала Беме.
«В Москве и в других крупных городах, в Европе, по крайней мере, стали исчезать домовые воробьи.
И до сих пор не понятно, что является причиной этого. Всегда считалось, что домовый воробей многочисленен, и вообще ничто с ним не может справиться. А сейчас очень сильно уменьшилась его популяция», — объяснила зоолог.
Многие европейские специалисты, пояснила она, связывают исчезновение воробьев с появлением соколов. Однако, по ее мнению, хищников не так много, чтобы существенно повлиять на весь вид.
«Вот еще одно предположение: из-за того, что в Москве и в других городах появились на газоны. Их постоянно косят, и там не успевают поселиться насекомые, которыми воробьи выкармливают птенцов. Кроме того, на газонах не разнотравье, то есть нет семян, которыми питаются взрослые воробьи», — уточнила Беме.
Полная картина последствий пока не ясна, добавила специалист, но это повлияет на количество насекомых в городах.
«Обеднеет фауна и, возможно, это скажется и на том количестве насекомых, которых станет больше, из-за того, что воробьи исчезнут», — заключила она.