Две проблемы
Фудшеринг решает сразу несколько проблем, говорит председатель совета Ассоциации волонтерских центров, руководитель платформы DOBRO.RU Артем Метелев, который и запустил соответствующую общественную инициативу.
«Во-первых, проблему социальную — проблему бедности. Во всех странах, где развит фудшеринг, нуждающиеся семьи, живущие за чертой бедности, могут получить бесплатно еду для себя и членов своей семьи. В нашей стране людей, проживающих ниже МРОТа, по официальной статистике 20 млн человек. 400 тыс семей недоедают. Это означает, что этим людям точно нужны продукты питания. Некоторые из них не могут их себе даже позволить», — рассказал Метелев в интервью «Газете.Ru».
Еще одна проблема, по его словам — экологическая.
«Фудшеринг, спасение продуктов питания способствует сохранению окружающей среды: еда не будет гнить на свалках и помойках. А ведь 17 млн тонн продуктов питания уничтожается ежегодно. Тысячи тонн этих вредных веществ, которые загрязняют и почву, и воду, и воздух. Мощности сегодняшних свалок хватит, по данным Росприроднадзора, всего на 5 лет. И если мы не изменим законодательство и начнем развивать фудшеринг, то все эти свалки будут просто переполнены, а потом придется строить и новые, в результате чего экологических будет гораздо больше», — пояснил Метелев.
«Все негативные эффекты свалок, которые нам известны: неприятный запах, фильтрат, — следствие выбрасываемых органических, пищевых отходов, — констатировала в интервью «Газете.Ru» замгендиректора группы «Эколайн» Елена Вишнякова. — Очень важно, чтобы у нас в стране был работающий механизм фудшеринга, это позволит предотвратить образование пищевых отходов».
«Нет компаний, выступивших против»
В июне инициативу фудшеринга поддержал секретарь генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак, а также вице-спикер Совета Федерации – Николай Журавлев.
А уже в середине июля в «Деловой России» прошел круглый стол, где поддержку инициативе фудшеринга выразили крупные представители сферы ритейла.
«Нет тех компаний, которые выступают против этой инициативы. Все понимают, насколько она универсальная, и какое количество разных совершенно проблем позволяет решить. Нас поддержали все крупнейшие торговые сети: «Азбука Вкуса», X5 Retail Group - «Пятерочка», «Перекресток», «ВкусВилл», — рассказывает он. — Нас поддержали рестораны, Федерация рестораторов и отельеров, Ассоциация производителей розничной торговли, нас поддержали различные производители — Coca-Cola, Danone, «Майский чай», сеть ресторанов «Ростик Групп», IL Патио, «Деловая Россия».
По словам Метелева, уже идут переговоры с Торгово-промышленной палатой. «Таким образом, и бизнес, и некоммерческий сектор отчетливо понимают пользу фудшеринга. Более того, необходимые изменения в законодательстве, которые бы стимулировали фудшеринг, поддержало и Минэкономразвития в лице замминистра Татьяны Илюшниковой», — подчеркнул Метелев.
Главное препятствие
Правда, не все так радужно. В России фудшеринг сталкивается с проблемой — компаниям нужно заплатить до 20% стоимости товара, чтобы поделиться с нуждающимся. Однако, если продукт уничтожается, то государство компенсирует компаниям НДС.
То есть получается, что выкидывать продукты питания пока прибыльнее, чем жертвовать их.
«Согласитесь, очень странно, — рассуждает Метелев. — Уничтожаешь — возвращаешь деньги, делаешь доброе дело, помогаешь людям — платишь».
Противоречит подобное положение дел и настрою, царящему в обществе. Так, согласно данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, 92% россиян убеждены, что к продуктам питания следует относиться бережно.
«Я только что была в Солнечногорске, — рассказала замгендиректора группы «Эколайн» Елена Вишнякова. — И вот там местные жители как раз жаловались, что крупный ритейлер отказывается уценивать овощи, потерявшие товарный вид, вместо этого отправляет их в мусор. Такого быть не должно».
Проблему можно решить, внеся соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ.
«Компании, с которыми мы разговариваем, говорят, что, если этот НДС будет отменен, то они смогут передавать на благотворительность в десятки раз больше различных продуктов питания, — подчеркнул Метелев. — Более того, имеется норма, уже утвержденная в законодательстве, о том, что товары, предназначенные для борьбы против коронавируса, не облагаются НДС в случае их передачи на благотворительность. Например, в адрес больниц, социальных учреждений или фондов. То есть такую норму наше государство, наши законодатели уже приняли. Нужно просто распространить, в том числе на продукты питания».
«Ошибка, которую нужно скорее исправить»
«Я не понимаю, почему у нас, к сожалению, такой налоговый барьер, — рассуждает Метелев. — Я считаю это ошибкой, которую нужно как можно скорее исправить. Более того, никаких выпадающих доходов для государства, для бюджета тут нет. Никакого мошенничества тут тоже быть не может, потому что мы предлагаем, чтобы эта мера действовала только в отношении тех некоммерческих организаций, которые входят в реестр социально-ориентированных НКО, утвержденный правительством. Более того, мы предлагаем на первых этапах ограничить объем определенным процентом передаваемой продукции. Таким образом, здесь никаких возможностей для ухода от налогов или чего-то подобного тоже нет».
В начале лета на сайте odobreno.team была опубликована первая соответствующая инициатива. На этой же платформе размещен документальный фильм, посвященный проблемам, с которым в России сталкивается фудшеринг.
Собственно сам проект «Одобрено» посвящен решениям в области социального комфорта, которые мы будем внедрять на законодательном, культурном уровне, используя опыт некоммерческих общественных организаций, рассказывает Метелев, который избирается в Госдуму от «Единой России».
«На мой взгляд, в России отсутствие нормального законодательства, стимулирующего фудшеринг, не дает возможности многим этот социальный комфорт почувствовать, 00 продолжает он. — Во многих странах мира — в США, в Бельгии, в Болгарии, во Франции, в Дании, в Великобритании, в Германии, в Канаде приняты законы, стимулирующие фудшеринг с нулевой ставкой НДС. Развита инфраструктура, в некоторых странах даже штрафы вводятся для бизнеса, который не передает еду, а выкидывает ее. И миллионы людей в этих странах могут получить бесплатно продукты питания. В нашей стране этого нет. И это социальный дискомфорт».
Поправки уже внесены
«Мы хотим его решить, и для этого мы объединились с рядом фондов, некоммерческих организаций, в частности, с фондом «Русь», фондом «Дари еду» и другие, чтобы этот законопроект в нашей стране принять, сформировать культуру бережного, ответственного отношения к еде, и создать условия для развития инфраструктуры в регионах, так называемых «банков еды», куда смогут приходить люди и эту еду там получать», — подчеркнул Метелев.
На недавнем круглом столе «Деловой России» руководитель кластера РАЭК «Экономика совместного потребления», генеральный директор ТИАР-Центр Антон Губницын отметил, что сейчас «спасается» лишь 7–9 тыс. тонн еды, но эту цифру реально увеличить до 1 млн тонн в год.
В свою очередь, руководитель экспертного центра «Деловой России» по налоговой и бюджетной политике Кирилл Никитин напомнил, что в весеннюю сессию Госдумы были внесены поправки в закон, регулирующий исчисление налога на прибыль. «При должном контроле, с ограничениями по обороту и с ограничениями по перечню получателей поправки обеспечивают возможность принятия к вычету расходов, связанных с приобретением продукции, переданной в банки продовольствия», — добавил он.
По словам Кирилла Никитина, по той же схеме и с теми ограничениями можно решить проблему НДС. «Мы просим не каких-то послаблений для благотворительных организаций, мы просим нормального исправления штрафа за передачу еды в благотворительные организации, в фонды продовольствия. Дальше можно будет говорить о следующих шагах, в том числе, об обязательных нормативах по сотрудничеству с инфраструктурой фудшеринга», — подытожил Кирилл Никитин.