Изверженный из сана теперь уже бывший протодиакон Андрей Кураев может быть и вовсе отлучен от церкви, если продолжит хулить РПЦ, предупредил председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
По его словам, Кураев продолжает клеветать на церковь, чем отталкивает людей от Бога и православия, передает ТАСС.
«Его, по сути, с церковью ничего не связывает, и то, что он лишился святого сана — это закономерный результат его деятельности, а он если эту деятельность будет продолжать в том же духе, то, наверное, за этим последует отлучение от церкви», — пояснил священник в эфире передачи «Церковь и мир» на канале «Россия-24».
Решение о лишении Кураева сана столичный Епархиальный церковный суд принял в конце прошлого месяца. Причиной стал апрельский пост Кураева в ЖЖ, где он оскорбительно высказался об умершем от коронавируса настоятеле Богоявленского кафедрального собора в Елохове (около станции метро «Бауманская») протоиерее Александре Агейкине.
«Суд установил в заявлениях протодиакона Андрея Кураева признаки хулы на церковь. В решении суда также говорится о признаках клеветнической деятельности протодиакона Андрея Кураева, в частности, обвинениях Русской православной церкви в «организации раскола», — говорится в комментарии на сайте Московской патриархии.
Сам Кураев на своей странице в Facebook опубликовал открытое письмо к председателю Церковного суда при Епархиальном совете Москвы протоиерею Михаилу Рязанцеву под названием «Не мой суд», в котором отметил, что приговор не повлияет на его конфессиональную и юрисдикционную идентичность и что он не перестанет быть прихожанином РПЦ.
Помимо этого, Кураев заявил, что высказывался в своем ЖЖ как гражданский пользователь сети, а не как представитель РПЦ.
«Это — мой частный дневник (а не СМИ и не заявление для СМИ). Это исповедальная форма изложения: «в моей памяти». Почему я должен менять свое мнение просто по факту кончины предмета речи и врать (то есть говорить не то, что думаю) в день его смерти?» — заявил он.
Бывший протодиакон также указал на расхождение во взглядах на устройство церкви с предстоятелем РПЦ патриархом Кириллом.
«Кажется, мои представления о пределах патриаршей власти и компетентности не совпадают с представлениями об этом самого патриарха Кирилла», — резюмировал Кураев.
В интервью «Интерфаксу» он назвал свое извержение из сана «каноническим убийством».
«Выбор, который встал передо мной, это либо становиться на колени, говорить, что никогда больше не буду высказывать свою точку зрения, а буду только транслировать официоз, либо говорить по своей совести. Для меня важнее второе», — заверил Кураев.
Клирик храма святителя Василия Великого в Одинцовском районе Подмосковья, один из известнейших православных миссионеров протоиерей Андрей Ткачев назвал произошедшее «трагедией».
«Я, как и многие, получал пользу от трудов отца Андрея Кураева. Его книги зачитывались до дыр. Трагедия — когда большой, хороший, серьезный человек, много потрудившийся для Господа, падает и валит за собой многих других», — посетовал священник.
Он также указал, что патриарх РПЦ был «долготерпелив», поскольку Кураев делал «максимум того, что ставит его на грань извержения из сана».
«Я ни в коем случае не радуюсь этому. Это боль моя. Это печаль всей церкви», — резюмировал Ткачев.
Протоиерей Агейкин умер 21 апреля 2020 года на 49-м году жизни. Священник скончался после тяжелой болезни от осложнений, вызванных COVID-19. Также он являлся председателем Церковно-общественного совета при предстоятеле РПЦ по развитию русского церковного пения.
«В моей памяти сей недопротопресвитер останется как тупой карьерист, сделавший карьеру в сфере вип-сервиса. А ведь я обращал внимание семинаристов, что эпидемия освободит много мест», — написал в этой связи Кураев в «Живом журнале».
Через несколько дней глава РПЦ запретил Кураева в служении до решения суда.
В середине января 2021 года Кураев подал патриарху прошение о проведении повторного заседания суда. Подачу этого прошения он обосновал тем, что Епархиальный суд не соблюдал установленный порядок церковного судопроизводства.