Британская организация, специализирующаяся на консалтинге в сфере равенства и толерантности, EqualiTeach разработала серию рекомендаций о том, как взрослым следует говорить с детьми о расизме.
«Многие из этих советов распространяются и на другие области, например, на то, как говорить с ними об исламофобии», — рассказала представитель организации РИА «Новости».
По мнению экспертов EqualiTeach, обращать внимание детей на вопросы расизма нужно с самого раннего возраста, так как те по мере взросления довольно быстро начинают замечать различия между людьми.
«Младенцы видят различия в цвете кожи, а уже в три года начинают использовать расовые признаки для разделения людей на группы. Беседы с маленькими детьми об этническом разнообразии помогут им ценить отличия, отвергать предрассудки и формировать позитивное отношение к себе и к людям, непохожим на них», — говорится в своде рекомендаций специалистов.
Как объяснила «Газете.Ru» психолог Лиля Правда, именно родитель должен быть первым, кто затронет в беседе с ребенком данный вопрос. «Если же вы упустите возможности обсудить эту тему с детьми, то вас легко могут опередить другие люди или дети, у которых было другое воспитание.
В детстве, когда у ребенка только формируются понятия о жизни и мире, он легко подвластен мнениям других людей. У него еще мало собственного опыта, поэтому он может составить неправильное представление об этом вопросе»,
— отметила она.
Если же дети уже поглотили ложные стереотипы о других расах, то ругать их не стоит, лучше задать встречный вопрос – «Почему ты так думаешь?», считают в EqualiTeach.
Врач-психиатр Константин Ковалев также уверен, что именно честные разговоры с детьми о причинах и последствиях расизма помогут его искоренить. «Конечно, детям надо объяснять, что есть люди с разным цветом кожи что у них есть даже некоторые отличия в метаболизме, но нужно указывать, что эти различия лишь биологические, а не психологические. Этот тезис очень важен», — объяснил он «Газете.Ru», подчеркнув, что не лишнем было бы и проведение для детей особой образовательной программы, благодаря которой они смогли бы узнать историю расизма.
По мнению же представителей EqualiTeach, говоря с детьми о проблемах расизма, важно избегать деталей, способных поселить в них страх, в то же время после разговора в них должна проснуться эмпатия и побуждение к размышлению.
Тем не менее, психолог сети клиник «Семейная» Владимир Белов считает, что говорить с ребенком на такие темы нужно только тогда, когда у него самого появятся вопросы — указывать на различие людей лишний раз не стоит.
«Мне кажется, необходимость обучать маленьких детей, кто какой расы, весьма надуманная. Маленький ребенок прекрасно взаимодействует с другими ровесниками и не задумывается, какой они национальности. Он просто играет»,
— сказал специалист «Газете.Ru».
Он добавил, что в случае, если инициатива разговора исходит от ребенка, то следует говорить честно, но в то же время осторожно. «Если же вы чего-то не знаете, то не надо ничего выдумывать. Это касается разговоров о любых табуированных темах. Лучше просто сказать «Я все выясню, подготовлюсь и мы обязательно обсудим», а потом уже поговорить с ребенком, действительно владея полной информацией», — заметил Белов.
Между тем эксперты EqualiTeach считают, что расширять представления детей о расах также можно с помощью книг и игрушек. При этом у них не должно складываться впечатление, что упоминать цвет кожи – это стыдно, отмечается в докладе организации.
«Во время игр необходимо подчеркивать, что цвет кожи – это напоминание об истории людей и ключевая часть их самоидентификации», — подчеркивается в отчете.
Кроме того, по словам экспертов, не стоит забывать и об общечеловеческих характеристиках. «Нужно говорить, что мы нуждаемся в заботе и любви, всем нам нужно спать, есть, играть. Всем нужен дом и одежда», — заключили они.