Столичные больницы принимают на практику и работу студентов медицинских вузов – соответствующий приказ подписал руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. Ранее предложение о том, чтобы привлечь к работе в медицинских учреждениях студентов, выдвинул мэр Москвы Сергей Собянин.
Учащиеся университетов могут либо пройти в московских стационарах практику, либо официально трудоустроиться в одну из больниц. Оплата, которую получат учащиеся, будет зависеть от того, как именно они решат помочь городу. Хотя обычно медицинская практика для студентов является бесплатной, в сложившихся условиях студент, согласившийся работать в стационарах без больных COVID-19, будет получать по 20 000 рублей в месяц, а при работе в коронавирусных зонах – 70 000 рублей. Практика подразумевает сокращенную, шестичасовую смену.
Если же студенты решают устроиться на работу, то зарплата будет выше: заработок младшей медицинской сестры составит 60 тысяч рублей на ставку, за работу в коронавирусных стационарах также предусмотрены дополнительные выплаты мэра Москвы в размере 30 000 рублей и президента РФ – 25 000 рублей. Таким образом, с учетом надбавок заработная плата составит 115 тысяч рублей. Учащиеся медвузов, трудоустроившиеся на должность медицинской сестры, в коронавирусных стационарах смогут зарабатывать до 175 тысяч рублей.
О том, как проходит работа студентов-медиков в московских больницах, «Газете.Ru» рассказала учащаяся 4 курса Клинического института детского здоровья (сокращенно КИДЗ, бывший факультет педиатрии) Сеченовского университета, 21-летняя Юлия Савельева, работающая в ГКБ №52.
- Почему Вы решили стать медиком?
- На этот вопрос я сама ищу ответ. Скорее всего, это было импульсивное решение, в которое я вцепилась. Когда в 14 лет (в 8-м классе) появился вопрос «А кем ты хочешь быть, как будешь жить дальше?», стала искать профессии, которые будут мне по душе. Отталкивалась от школьных предметов, которые мне нравились во время учебы. Это была биология. Посмотрела перечень профессий, где нужна биология, и решила, что буду врачом.
- Чем Вы помогаете врачам?
- Я трудоустроена на должность постовой/палатной медицинской сестры. Выполняю все обязанности, соответствующие этой должности. Если в общем описать, то это работа с документацией и пациентами.
- Не страшно ли работать в таких условиях?
- Смотря чего бояться. Если это касается самого вируса, то да, у меня на работе высокий риск им заразиться. Но я почему-то не боюсь. Морально легче работать, зная, что ты защищен (СИЗ). Ну и потом, времени нет бояться. А если это насчет физической нагрузки, то да. Нагрузка будь здоров. Но никто не видел предела человеческих возможностей. Хоть мы и работаем на грани. За сутки смены прохожу полумарафон, плюс в этих скафандрах потеешь, как в бане. В респираторах трудно дышать, вдыхаем больше углекислого газа, поэтому гипоксия всего тела, в особенности мышц. На следующие сутки болит все тело, но больше всего ноги. Респиратор давит на переносицу, появляются пролежни. От перчаток и постоянной обработки рук моющими и антисептическими средствами кожа сохнет, трескается, шелушится, чешется... После первого дежурства появился контактный дерматит. Но мне нравится, что я работаю. Хоть это и тяжело.
- Вам тоже выдают маски и перчатки, как и врачам?
- Нам, как и врачам, и всем, кто работает в красной зоне, выдают средства индивидуальной защиты: хирургический костюм (пижама хирургическая), одноразовая медицинская шапочка, респиратор, очки, комбинезон (противочумный костюм, тайвек...), перчатки (их много, они то рвутся, то расплавляются от антисептика, поэтому постоянно их меняем).
- В чем заключаются ваши обязанности?
- Я отправляю пациентов на диализ и инструментальные методы исследования. Для диализа нужно взять историю болезни пациента из ординаторской, найти санитарку, отдать ей карту и сказать, в какой палате пациент. Она уже его отвезет на диализ. Для КТ нужно заказывать транспортную службу, потому что КТ у нас в другом корпусе. Это в течение дня вызывают на диализ или отправляют на исследования. Иногда по несколько пациентов, и приходится разрываться между постом и отправкой пациента. Также мне нужно проследить за всеми назначениями типа анализа мочи, кала. Проверить сахар в крови через глюкометр, кому надо. Это я должна делать 4 раза в сутки. Кому надо, сделать инъекцию инсулина. Два раза в день всем, кому назначено, «проколоть» гепарины. Нужно дважды в сутки измерить температуру всем пациентам и занести данные в базу. Таблетки каждому пациенту собрать, разложить в таблетницы, проконтролировать, чтобы их принимали.
Обычно ночью мы проверяем все листы назначения на внесенные изменения. Эти изменения надо занести в тетради на постах и в процедурном кабинете, чтобы лечили пациентов так, как нам говорят врачи. Вклеить все анализы во все истории болезни. Еще надо принять, оформить и разместить в отделении поступивших пациентов. Также я первая должна прийти к пациенту, если он нажал на кнопку вызова медперсонала. Уточнить, в чем проблема, чем ему помочь. Если это мои обязанности (померить температуру, позвать санитарку и т.д.), я сама вес делаю. Если же просят дать какое-то лекарство, то это надо согласовать с врачом. Также нужно оказать первую помощь, если это необходимо, и позвать врача. По поручениям разным бегаю... И еще много чего, сама вспомнить не могу. Сейчас это все на автомате делается.
- Когда решили, что хотите пойти в больницу и помогать, несмотря на риски?
- От нашего университета поступила информация 31 марта, что студенты могут идти работать по трудовому договору. 1 апреля заполнила заявление, 7 апреля со мной связались, 14 апреля официально трудоустроена, 16 апреля уже было первое дежурство. Начала думать о работе в больнице еще где-то в районе введения первой нерабочей недели.
- На какую специальность планируете дальше учиться?
- Я не знаю, кем я хочу стать. С каждой новой дисциплиной выбор все больше, а сделать его все труднее. Потому что нравится все. Успели пройти курс инфекционных болезней. Сдали экзамен прямо перед началом эпидемии в России. Думала, интересно быть инфекционистом. Потом вспоминаю цикл хирургии, и уже хочется быть хирургом. Сейчас работаю в отделении нефрологии, и это кажется интересным. Мне трудно сказать, каким врачом я буду. Но что врачом – это наверняка.
На первом курсе нам рассказывают и показывают, что работа врачом - это очень тяжело. Физически и морально. Постоянно вдалбливают, что в медицине нет никакой романтики, это все ваши гормоны юношеские вам рисуют розовые замки. Ведь все же из-за романтики идут в медицину. Я и сама, будучи пациентом (в детстве часто болела, в поликлинику хожу и т.д.), вижу, как это тяжело. Тяжело еще на стадии обучения. Я только представляю, как это тяжело — работать врачом. Потому что я этого еще не пробовала. Сейчас я вижу измученные глаза врачей, слышу их голоса... Да это тяжело. Но кому-то же это делать надо. Я не разочаровалась, а даже как-то вдохновилась. Твердо убедилась, что буду врачом и что выбрала правильный путь. Не знаю почему.