Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Арктика надолго будет в наших планах»

Какими исследованиями в Арктике занимается ТюмГУ

ТюмГУ становится системным игроком на научно-исследовательском поле Арктики, с каждым годом расширяя тематику и территорию работ. О некоторых направлениях университета в арктических исследованиях этого года рассказывает заведующий Международной комплексной научно-исследовательской лабораторией по изучению изменения климата, землепользования и биоразнообразия Института X-BIO ТюмГУ Андрей Александрович Юртаев.

Андрей Александрович, в этом году на слуху остров Вилькицкого в Карском море, вы там работали…

– Как известно, после жестких оценок экологического состояния арктических островов Владимиром Путиным, к середине этого десятилетия там развернулась «генеральная уборка» в государственных масштабах. Параллельно – и новые научные исследования. Наш университет в рамках давнего сотрудничества с органами власти и научными организациями Ямало-Ненецкого автономного округа принимает в этих мероприятиях самое активное участие. На территории ЯНАО остров Вилькицкого стал очередным после острова Белый объектом экологической очистки. Одновременно предстояло изучить его почвы, так как предполагается перевод острова в особо охраняемые природные территории, создание здесь заказника регионального значения.

– Но там тверди земной практически нет, какие почвы изучать?

– Твердь земная есть, правда, местами желеобразная, проваливаешься в ней по колено в буквальном смысле. Остров очень молодой, еще «позавчера» – две-три тысячи лет назад была последняя трансгрессия, и мы имеем здесь свежую с точки зрения голоцена (эпохи, начавшейся примерно 12 тысяч лет назад) поверхность, то есть, морское дно, которое совсем недавно стало заселяться растительностью, начались какие-то почвообразовательные процессы. Но в юго-восточной части острова мы все-таки нашли участок старый, который, возможно, имеет и плейстоценовый (плейстоцен – предшествующая голоцену эпоха) возраст, отложения каргинского времени возрастом более 30 тысяч лет. Здесь, считаю, мне повезло. Я нашел достаточное количество погребенных торфов, других почв, даже одну деревяшку в песчаных отложениях, что очень ценно. Когда всё будет продатировано, смогу рассказать, какова была истинная история острова и его частей.

– Пять лет назад для вас сбылась «мечта любого почвоведа – покопаться в Арктике», а сегодня вы можете, наверное, уже говорить об изменениях на арктических островах? Природных, климатических, социальных…

– О природно-климатических говорить не приходится, пять лет – слишком малый срок для таких оценок. Что касается антропогенных изменений, да, очень зримые перемены. Остров Белый, например, капитально прибрали. Когда я первый раз там был, побережье встречало кучами металлолома, ржавой техникой, завалами бочек и прочими «следами цивилизации».

– Как почвовед, что интересного за пять лет накопали?

– На Белом под моим руководством осуществлен проект РФФИ-ЯНАО «Комплексное изучение почвенного покрова о. Белый». Мы, во-первых, определили современную геохимию почв острова, дали оценку его геохимическому состоянию. Выяснили, что, несмотря на очаги антропогенного загрязнения, сам по себе остров чист и может служить площадкой для фонового экологического мониторинга. Другая задача заключалась в том, чтобы изучить историю развития острова. Исследовали погребенные реликтовые торфяные и почвенные горизонты, другие структуры, например, псевдоморфозы по полигонально-жильным льдам (ПЖЛ). Проанализировав собранные материалы, выяснили, каким образом остров развивался в последние 40 тысяч лет, а самое главное – установили, что ранний термический максимум в Арктике (наиболее теплое время) был не в середине голоцены, как у нас принято считать (это 5 – 7 тысяч лет назад), а на 4 – 6 тысяч лет раньше. Там мы обнаружили совершенно экзотические для той зоны растения – рогоз, шейхцерия, принадлежащие к северотаежным видам. Поразительный факт, потому что в настоящее время о. Белый расположен примерно в тысяче километрах от северной тайги. Это очень много. Предположить, что природная зона переместилась до такой степени, можно, но это очень смелая реконструкция. Сейчас мы формируем на эту тему научную статью.

– Мы, это?..

– Мои коллеги и научные консультанты: Александр Леонтьевич Александровский – доктор наук, профессор из Института географии РАН из Москвы; Сергей Николаевич Седов – из Мексики, одновременно наш сотрудник; Дмитрий Валерьевич Московченко – доктор наук из нашего сектора криологии и криософии; профессор СпбГУ Евгений Васильевич Абакумов и другие. Есть договоренности, что будем обрабатывать материалы по острову Белому с учеными из Томска, Иркутска, Пущино, Петрозаводска. Очень плодотворные взаимоотношения с коллегами из Научного центра изучения Арктики (ЯНАО). В общем, широкая география научных коллабораций.

– Можно сказать, НОЦ в миниатюре в действии…

– В какой-то мере, да, особенно тесное взаимодействие с ЯНАО хорошо вписывается в стратегию Западно-Сибирского межрегионального НОЦ. Правда, большинство тем относятся к фундаментальным исследованиям, связанным с палеоклиматом, с палеоисторией. Но есть и очень прикладные задачи. В настоящее время в работе проект с немецкими коллегами. С научной группой Норберта Хольцеля из Вестфальского университета из города Мюнстера изучаем динамику пожаров и их влияние на экосистему в лесотундровой зоне Ямало-Ненецкого автономного округа. Это имеет важное практическое значение. Пожары расцениваются, прежде всего, как источник ущерба. С другой стороны, они являются зонами проникновения лесной растительности в тундру. Сегодня превалирует мнение, что глобальное потепление – это очень плохо. А еще в 60-х годах прошлого века были совсем другие настроения. Одним из признаков идущего потепления является то, что тундра озеленяется, появляются лесные массивы, лесотундра движется на север. Каких-то 50 лет назад публиковались научные труды, в частности, «Безлесье тундры. Его причины и пути преодоления», где прямо ставились вопросы необходимости «залесить» тундру, то есть, создавать лесные массивы, что, по мнению авторов, улучшит микроклимат тундры, создаст более благоприятные условия для оленьих пастбищ и т.д. Отсюда возникает вопрос, как можно использовать пожары во благо (они все равно происходят)? Года три назад видел, как посредине Ямала выгорел большой участок, было бы интересно попробовать его «залесить» – когда сгорает тундра, там возникают особые условия, позволяющие прорастать древесному растению.

– Возвращаясь на острова. На Вилькицкого еще предстоит работать?

– Когда проанализируем образцы, которых отобрали много, возможно, выяснится какой-то интересный момент, который заставит вернуться. – Кто, какие структуры еще представляют университет в островных исследованиях?
– Сотрудники нашей лаборатории и магистранты Института X-BIO участвуют в экспедициях и обработке полевых материалов.

– У вашей лаборатории много других исследовательских направлений…

– Очень много, на сайте можно посмотреть подробнее. Одно из главных – биобезопасность. Например, создан российско-американский центр биобезопасности лесов… В приоритете – акарология, в X-BIO работает ведущая мировая группа по изучению систематики, экологии и эволюции клещей. Работают исследовательские группы по созданию биочипов – систем для диагностики клещевых инфекций, биологии векторов, микрофлюидике, по разработке биопестицидов, биоинформатике и молекулярной филогении, есть центр нанотехнологий с современным оборудованием… Долго можно рассказывать.

– Новые направления стали возможны благодаря вхождению лаборатории в X-BIO? Или, наоборот, он вырос на базе лаборатории?

– По поводу «вырос на базе», нет, конечно. Институт экологической и сельскохозяйственной биологии (X-BIO) – совершенно новая стратегическая структура университета, созданная по Проекту 5-100. Одновременно современный научно-исследовательский институт и магистерско-аспирантская школа. Наверное, можно говорить, что лаборатория по чисто формальным причинам составила его кадровый костяк – у нас число сотрудников большее по сравнению с другими лабораториями, она изначально создавалась как комплексная, а потому сумела «приютить» специалистов изучения природы разных направлений. Что касается первой части вопроса, скажу так: вхождение в Институт X-BIO существенно усилило лабораторию. Особо отмечу установление тесного сотрудничества с Институтом криосферы Земли в составе Федерального исследовательского центра «Тюменский научный центр». В Институте мощный коллектив под руководством академика РАН Владимира Павловича Мельникова изучает проблемы Арктики, состояния вечной мерзлоты, изменения климата в самых разных аспектах. Для нас это уникальная возможность перенимать опыт у старших товарищей, которые занимаются арктическими исследованиями не одно десятилетие. Общепризнано, что Проект 5-100 стал мощным драйвером развития высшей школы в стране. На примере X-BIO эти изменения хорошо заметны, появилась перспективная молодежь с хорошим зарубежным опытом… Укрепились партнерства с коллегами из других городов и стран. Появились новые комплексные междисциплинарные проекты с перспективой внедрения результатов в практику. Все это сделало ТюмГУ заметным в ландшафте высшего образования России, прежде всего в области наук о Жизни.

– И позволит с новыми силами «окунуться» в Арктику…

– Конечно. Тем более, что по островам еще есть работа, интересны такие арктические зоны Ямало-Ненецкого автономного округа, как Гыда, Сеяха, ряд других объектов. К тому же «арктические вопросы» в ряду приоритетных Западно-Сибирского межрегионального научно-образовательного центра, а потому, думаю, Арктика надолго будет в наших планах.

Новости и материалы
Индия выступила против документа о помощи бедным странам по сделке COP29
Россия доставила свыше 30 тонн гуманитарного груза в Мьянму
Сотни палестинцев покинули восток Газы после приказа об эвакуации
Названа причина, почему коты пьют воду отовсюду, но только не из своей миски
Московский суд отказался снимать статус иноагента с блогера Качура
Пленный солдат ВСУ рассказал, как бойцов учат стрелять по видео
Глава МИД Ирана взял под контроль инцидент со студентами КФУ
Российские солдаты из зоны СВО передали поздравления всем матерям страны
В Минобороны России раскрыли роль «Панциря-С» в Курской области
Воздушная тревога распространилась еще на три региона Украины
Россиянам рассказали, как изменится плата за коммуналку в 2025 году
Российские бойцы оборудовали полевую мастерскую в зоне СВО для модернизации дронов
Африка раскритиковала финансовую сделку COP29
В Иордании ликвидировали мужчину, устроившего стрельбу в Аммане
Россиян предупредили об опасности зарядки гаджетов от ноутбука
Суд арестовал имущество семьи бывшего замглавы транспортной полиции Махачкалы
В Новосибирске ввели режим «черного» неба
Hyundai отзовет 42 тысяч автомобилей из США
Все новости