«Этого я вам не прощу»: чем обернулись заседания по московскому делу
Московское дело: суд решил судьбу фигурантов
Константин Котов, Евгений Коваленко и Кирилл Жуков (коллаж)
ТАСС/РИА «Новости»Приговор Константину Котову будет оглашен завтра в 16.00. На этом, уважаемые читатели, мы заканчиваем онлайн-трансляцию заседаний по «московскому» делу. Все актуальные новости по этой теме вы можете найти здесь. До свидания!
Прозвучало последнее слово Константина Котова. «Я бы хотел начать со слов благодарности моим защитникам, друзьям, родным, незнакомым людям, которые передавали передачки. Я считаю, что судят не меня, а право на свободу слова и свободу собраний. Нет независимых партий, нет честных выборов, остается один выход — идти на улицу и там прокричать свои требования. Но даже это не разрешают», — подчеркнул подсудимый.
До перерыва адвокат еще раза дала характеристику Котову, в которой заявила, что он своим участием в акциях хотел лишь защитить невиновных.
«Он не мог не выходить за тех людей, которым, как он считал нужна помощь. Такие люди, как Котов, делают наше общество лучше, не позволяют ему скатиться. Мы понимаем, что приговор уже готов. Я хочу, чтобы вы понимали, что не надо сажать человека, потому что потом некому будет выйти за вас», — заключил защита.
Судья предложил Котову выступить с последним словом — обвиняемый попросил перенести его на завтра, на что получил отказ. Объявлен короткий перерыв.
Как пояснила адвокат подсудимого, в обвинительном заключении значится, что участием в митингах и скандированием лозунгов он создавал «реальную угрозу здоровью граждан». Юрист отметила, что, по словам свидетелей, Котов не применял ни к кому насилие, а само участие в несогласованных шествиях не образует состава уголовного преступления.
Адвокат Котова заявила, что прокурор помешал ей подготовить речь, когда настоял на безотлагательном переходе к прениям, из-за чего защита вынуждена импровизировать. «И этого я вам не прощу», — подчеркнула юрист.
Защита Котова назвала заседание несправедливым, так как судья отказал в допросе большинства свидетелей, а также не разрешил показать видео, которое, по мнению адвоката, доказывает невиновность программиста.
Адвокат Котова подчеркнул, что все свидетели говорили о подсудимом как о мирном человек, который никаким образом не нарушал общественный порядок на митингах. Кроме того, он попросил судью обратить внимание на факт незаконного изъятия телефона у его клиента при задержании.
«Поэтому просим оправдать, а также вместе с вынесением приговора просим вынести частное определение в адрес мэрии Москвы, которая по непонятным причинам не согласовывает публичные мероприятия, что создает условия для нарушения законодательства», — добавил юрист.
Подсудимый не согласился со словами прокурора, еще раз подчеркнув, что он не намерен признавать свою вину. «Считаю, что участие в мирных акциях не является преступлением. И данное деяние не приносит вреда обществу, а приносит только пользу», — подчеркнул Котов.
Прокурор заявил, что вина подсудимого доказана — в связи с этим он попросил привлечь Котова к административной ответственности и назначить 4,5 лет колонии общего режима.
Константин Котов, Евгений Коваленко и Кирилл Жуков (коллаж)
ТАСС/РИА «Новости»Заседание возобновилось после перерыва. Однако один из адвокатов Котова попросил отменить прения в связи с тем, что их назначили после 18.00, то есть за пределы рабочего времени. «Нарушен основополагающий принцип судопроизводства. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию», — подчеркнул защитник.
Судья объявил перерыв в 30 минут для того, чтобы стороны защиты и обвинения подготовились к прениям — в свою очередь защита потребовала отложить их на завтра, но судья не согласился.
Подтвердила слова предыдущей свидетельницы и другая знакомая Котова Светлана Шмелева. «Костя это человек, который не приемлет никакие формы насилия, который поможет любому. Это очень добрый человек, я не слышала от него ни одного грубого слова, хотя были разные ситуации — ни к представителю власти, ни к прохожему. И в тот день он вел себя совершенно мирно», — подчеркнула девушка.
Знакомая программиста Алина Иванова, которая также участвовала в митингах 13 мая и 10 августа, отметила спокойное поведение обвиняемого на прошедших акциях.
«Это самый безобидный человек, которого я знаю, дружелюбный. Не обидит и мухи. Готов прийти на помощь к кому угодно», — рассказала свидетельница.
Адвокат Котова попросила судью разрешение на показ записей с уличных камер видеонаблюдения: на них, по ее словам, видно, что 10 августа Котов появился на площади Ильинские ворота из подземного перехода, а не пришел с Маросейки, как другие протестующие. Как пояснила юрист, видео подтверждает, что Котов никаких активных действий не совершал.
Котов не согласился с тем, что в данном посте он призывал к участию в акции. «Я посчитал необходимым проинформировать людей, что проходит такая встреча кандидатов с избирателями», — подчеркнул обвиняемый.
Обвиняемый также выразил негодование своим задержанием на Китай-городе 10 августа. Как пояснил Котов, после санкционированного митинга на проспекте Сахарова он приехал к администрации президента — там его сразу без объяснения причины задержали росгвардейцы.
«Я услышал, как сотрудники полиции говорят в мегафон, что данное мероприятие несогласовано, они просили людей разойтись — но я это слышал не более 30 секунд. Практически сразу, как они прекратили говорить в мегафон, я был задержан сотрудниками полиции», — заявил подсудимый.
Также, по версии полиции, 15 июля на своей странице в Facebook Котов опубликовал пост, призывающий пользователей соцсетей участвовать в акции на Трубной площади 19 июля. На заседании обвиняемый процитировал запись: «Мы приходили на Трубную площадь и придем еще».
Сегодня допрашивают самого Котова. На его счету несколько несанкционированных митингов: в том числе акции 2 марта, 13 мая и 12 июня 2019 года. Обвиняемый сообщил, что 12 июня вел себя спокойно и лишь прогуливался по центру Москвы с другими протестующими, не выкрикивая лозунгов.
«Сотрудники полиции и Росгвардии мешали движению граждан, которые пришли даже не по нашей теме, а просто гуляли по улицам Москвы. На моих глазах начались задержания с грубым применением силы. Также я не слышал, чтобы к этим людям предъявляли требования разойтись», — отметил программист.
Константин Котов, задержанный на несанкционированной акции 10 августа в Москве
Максим Блинов/РИА «Новости»Расследование дела Котова заняло всего три дня — при этом на ознакомление с материалами ему отвели 72 часа. 3 сентября прошло первое заседание, на котором было опрошены 11 свидетелей. В частности свои показания дал полицейский Александр Тютюнник, который и задержал программиста.
«Задержание произошло, потому что он себя активно вел, он непосредственно выкрикивал эти лозунги против действующей власти, против полиции, против президента нашей страны. Поэтому мной было принято решение задержать товарища», — сообщил правоохранитель, передавала «Медиазона».
На данный момент в Тверском районном суде идет процесс по делу 34-летнего программиста Константина Котова — его обвиняют в многократном нарушении правил проведения митингов. Задержали мужчину еще 12 августа.
Зачитывая приговор, судья отметила, что критически отнеслась к показаниям Коваленко. «У подсудимого был умысел на совершение преступления. Потерпевшие испытали физическую боль, что свидетельствует о наличии состава преступления в действиях подсудимого. К его показаниям суд относится критически», — отмечалось в приговоре, передает «Новая газета».
Между тем сам потерпевший росгвардеец заявил на заседании, что испытал «сильную физическую боль в районе поясницы» и от толчка, и от удара мусорным баком.
Отметим, что суд признал Коваленко виновным как по эпизоду с толчком полицейского, так как и с броском мусорного бака в сторону омоновца.
В свою очередь Коваленко отрицал свою вину на заседании — он подчеркивал, что хотел лишь помочь другим протестующих в освобождении от жесткого задержания, а урну он кинул от досады, передает РИА «Новости».
Судья Олеся Менделеева сообщила на заседании, что потерпевший омоновец испытал физическую болью, а показания свидетелей защиты суд не может учитывать, так как это «их субъективное мнение», передает «Медиазона».
Тем временем Мещанский районный суд Москвы вынес решение по делу Евгения Коваленко. Его признали виновным в применении насилия, не опасного для жизни, в отношении представителя власти, и приговорили к 3,5 годам колонии.
Еще одним фигурантом «московского дела» стал Иван Подкопаев, которого Тверской суд столицы приговорил к трем годам колонии общего режима. Дело рассматривали в особом порядке, поскольку Подкопаев полностью признал свою вину, что гарантировало ему более мягкое наказание. Прокуратура запрашивала для подсудимого три года и четыре месяца колонии.
Что касается дела в отношении Кирилла Жукова, которого 4 сентября суд приговорил к трем годам колонии общего режима, то его мать Ирина заявила, что была готова к более жесткому приговору.
«То, что он не пять лет получил, а только три года даже удивительно. Я была настроена на все пять», — приводит ее слова телеграм-канал Mash.
Кирилл Жуков, 28 лет. Признан виновным в насилии в отношении росгвардейца (ч. 1 ст. 318 УК). Приговорен к трем годам колонии, вину не признал.
Tatyana Makeyeva/ReutersБеглец признал свою вину, поэтому дело в его отношении рассматривалось в особом порядке, без исследования доказательств. Подсудимый попросил назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы, отметив, что у него на иждивении дети 2017 и 2019 годов рождения. Адвокат обвиняемого также заявил, что его подзащитный готов возместить потерпевшему моральный ущерб и уже передал ему 10 тыс. рублей.
Как считает следствие, Данила Беглец 27 июля на перекрестке Большой Дмитровки и Камергерского переулка попытался помешать действиям силовиков, схватил сзади прапорщика полиции Никитина за руку и дернул, причинив полицейскому физическую боль. Сторона обвинения на суде попросила приговорить мужчину за эти действия на три года и два месяца колонии общего режима.
Напомним, Коваленко и Жуков стали не первыми фигурантами «московского дела», которых осудили за участие в несанкцонированной акции «За честные выборы» в столице. 3 сентября Тверской суд приговорил к двум годам колонии общего режима Данилу Беглеца. Его признали виновным в нападении на полицейского.
В ходе прений прокурор также заявил, что несмотря на отрицание вины есть доказательства того, что Коваленко совершил незаконное деяние. Его вина подтверждается показаниями потерпевших, тем, что они уверенно опознали подсудимого, видеозаписями с места преступления, отмечает сторона обвинения.
В свою очередь, прокурор попросил суд критически отнестись к утверждению Коваленко, что он применил насилие к полицейским, чтобы выразить проест и митингующие могли скрыться.
«Ни в каком случае гражданин не имеет права применять в отношении сотрудников какое-либо физическое воздействие. Также к показаниям о том, что не попал урной, тоже просил бы отнестись критически», — сказал гособвинитель.
Сторона защиты на суде подчеркивала, что поскольку действия силовиков уже были незаконными (они избивали мирных людей), то в поступке Коваленко нет ничего незаконного. Адвокат попросил суд оправдать мужчину за отсутствием в его действиях состава преступления.
Адвокат Коваленко на суде 3 сентября заявил, что решение об аресте его подзащитного является политическим. Он сравнивает дело в отношении обвиняемого с гипотетической ситуацией, когда двое полицейских насилуют женщину, а прохожие оттаскивают их и попадают под действие статьи 318 УК РФ.
48-летний обвиняемый подчеркивал, что полицейские не озвучили никаких предупреждений о том, что готовятся применить силу в отношении митингующих. Тем самым силовики нарушили нормы закона «О войсках национальной гвардии» и «О полиции», считает Коваленко. На уточняющий вопрос прокурора о том, знал ли он, что «требования сотрудников полиции являются обязательными», тот ответил, что «никаких требований от них не звучало».
Сам Коваленко не признал свою вину. По его словам, он кинул в сторону полицейских бак из-под мусора от отчаяния, поскольку видел, что ничем не может помочь протестующим, которых силовики начали жестко избивать.
«Били так, что у одного сотрудника Росгвардии резиновая палка разбилась о спину участника акции, — заявил обвиняемый.
Затем Коваленко схватил обеими руками за бронежилет бойца Нацгвардии Максима Салиева, резко дернул и потащил его на себя, также причиняя физическую боль. Терещенко «отбил» коллегу, тогда обвиняемый, «продолжая реализовывать свой преступный умысел», отбежал назад, схватил, находящийся рядом мусорный бак и резко с силой бросил его в Салиева, попав в область пояса, утверждал гособвинитель.
На суде 3 сентября прокурор зачитал обвинительное заключение, согласно которому Коваленко «реализуя внезапно возникший преступный умысел», с силой толкнул обеими руками в область туловища полицейского Евгения Терещенко, отчего тот потерял равновесие и упал с высоты собственного роста на гранитные ступени в пешеходной зоне, испытав физическую боль.
Евгений Коваленко (кадр из видео)
Baza/YoutubeИменно свидетель Козловский на суде высказал предположение, что урна, вероятнее всего, не долетела до силовиков, так как никто из них не обратил на это внимания. Однако сотрудник ОМОН Максим Салиев, признанный потерпевшим, заявил, что бак попал непосредственно в него — «в нижнюю часть спины».
На суде 3 сентября в качестве свидетеля выступал журналист Олег Козловский, бывший наблюдателем от Amnesty International на акции 27 июля. На вопрос о том, зачем Коваленко мог швырнуть урну в сторону полицейских, Козловский ответил: «Причиной было то, что сотрудники полиции без каких-либо оснований начали применять дубинки и задерживать. Безосновательная жестокость породила эмоциональную реакцию».
Евгению Коваленко 48 лет, он работает охранником железной дороги в Подмосковье. До того, как суд арестовал его и поместил в московский СИЗО-1 («Матросская тишина»), мужчина содержал свою 70-летнюю мать. На суде также стало известно, что Коваленко ранее не был судим, является донором крови и имеет хронические заболевания.
По данным следствия, Евгений Коваленко во время акции 27 июля толкнул руками сотрудника патрульно-постовой службы МВД Евгения Терещенко, а затем бросил мусорку в сторону омоновца Максима Салиева. На кадрах оперативной съемки видно, что перед этим Коваленко пытался защитить других людей от жесткого задержания этими двумя силовиками.
Судя по всему, урна, которую бросил Коваленко, до бойца не долетела, поскольку тот никак не отреагировал на произошедшее. После этого Коваленко попытался убежать, но его догнал и схватил оперативник Центра «Э» Андрей Разумов, одетый в штатское. Терещенко и Салиев признаны потерпевшими. Разумов по делу проходит в качестве свидетеля.
4 сентября ожидается оглашение приговора еще одному участнику несогласованной акции 27 июля в Москве — Евгению Коваленко. Как и Кирилла Жукова, его обвиняют в применении насилия в отношении представителя власти, не опасного для жизни или здоровья (часть 1 статьи 318 УК РФ). Мужчине грозит наказание до пяти лет лишения свободы. Именно к этому сроку сторона обвинения просила приговорить подсудимого. Судебное постановление будет оглашено в Мещанском районном суде в 14.00.
На видеозаписи, которую показали федеральные телеканалы, видно, как Жуков на несанкционированной акции пытался приподнять забрало шлема у одного из силовиков в оцеплении. Когда подсудимый повернулся вполоборота к камере, видно, что он улыбался. После этого сюжета СМИ назвали участника акции «провокатором». Ранее гособвинитель запросил для Жукова 4,5 года колонии общего режима.
чтобы лучше понимать: вот за это касание Кирилл Жуков три года проведет в колонии pic.twitter.com/j0CAz4nFzQ
— да, сковорода (@eskovoroda) September 4, 2019
По версии следствия, Кирилл Жуков ударил бойца ОМОН Росгвардии снизу по шлему, «от чего правоохранитель испытал физическую боль». Сам подсудимый свою вину не признал.
«Я молю вас, ваша честь, об условном сроке: ради матери, которая теряет здоровье из-за нервов, ради подопечных. Я не судим, я отдал все долги своей родине (Жуков проходил срочную службу в Росгвардии — «Газета.Ru»), даже придумывал новые и пытался их исполнять. Я еще раз молю вас ваша честь — если будет срок, пусть будет условный», — обратился Жуков к суду.
Здравствуйте, уважаемые читатели «Газеты.Ru». Тверской районный суд Москвы приговорил к трем годам колонии общего режима Кирилла Жукова, признав его виновным в насилии над правоохранителем на несанкционированном митинге в столице 27 июля.
«Кирилл Жуков совершил насилие в отношении представителя власти, не опасного для жизни и здоровья», — говорится в приговоре судьи Марии Сизинцевой.