В России закрыли 252 клиники пластической хирургии, в которых были выявлены нарушения по итогам внеплановой проверки Росздравнадзора. Среди них 65 медучреждений в Москве, 27 в Санкт-Петербурге, 22 в Новосибирской области, 20 в Ростовской области и 11 в Республике Татарстан.
По словам представителя ведомства, проверки прошли в 1257 клиниках по всей стране — в их числе 903 частных учреждения. 70% из всех проверенных клиник работали с нарушением обязательных требований при оказании медпомощи по пластической хирургии.
Ранее, 19 апреля 2019 года, силовики в ходе проверки на выставке для профессионалов индустрии красоты обнаружили, что сотрудники одной из представленных на мероприятии компании проводили женщине операцию по подтяжке лица прямо в выставочном павильоне. Процедура проходила в антисанитарных условиях и с применением просроченных лекарственных препаратов. Проверка показала, что у компании нет лицензии на оказание подобных медуслуг.
Как пояснили в Росздравнадзоре, рассматривается вопрос о привлечении сотрудников медорганизации к административной ответственности по статьям о нарушении правил в сфере обращения медицинских изделий, осуществлении предпринимательской деятельности без лицензии и нарушении требований технических регламентов.
Один из самых громких скандалов, связанных с пластической хирургией, разгорелся весной этого года, когда краснодарские правоохранители задержали хирурга Алену Верди (настоящее имя — Антонина Горбунова). Ее, а также гендиректора коммерческой клиники в Краснодаре подозревают в оказании медицинских услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителю. 5 апреля Ленинский районный суд в Краснодаре арестовал женщину на два месяца.
Правоохранители возбудили уголовное дело после того, как жительница Кубани подала заявление на Верди. Как установило следствие, осенью 2017 года 33-летняя Анастасия Исмаилова обратилась в частную клинику Краснодара для того, чтобы сделать операцию по подтяжке живота.
Однако из-за неправильно проведенной процедуры у пациентки впоследствии образовалась фибролипома с участками асептического некроза — то есть опухоль.
Сама Верди в интервью телеканалу РЕН ТВ заявила, что у пациентки Исмаиловой был ряд заболеваний, среди которых гепатит и сахарный диабет. По ее словам, главврач клиники предупредил, что при диабете у пациентки может развиться некроз. Тем не менее хирургическую операцию по устранению дефектов живота все же провели.
Исмаилова в беседе с журналистами подтвердила информацию о диабете. «У меня компенсированный сахарный диабет второго типа, но по результатам анализов противопоказаний к операции у меня не было», — пояснила она.
По данным сайта kp.ru, Верди уже была подозреваемой в уголовном деле о причинении смерти по неосторожности, когда после проведенной липосакции умерла ее 43-летняя пациентка. После этого суд назначил врачу штраф в 150 тыс. руб. Верди была уволена из клиники по статье. Тем не менее женщина стала делать операции на съемной квартире. Ей удавалось убеждать людей в том, что условия для проведения процедур подходящие.
Впоследствии выяснилось, что жертвами Верди стали по меньшей мере десять женщин. Так, 38-летней Евгения Лановая пожаловалась, что после коррекции век у нее перестали закрываться глаза. «Я перенесла три операции у этого «врача». Во время второй у меня под глазом оторвался большой кусок кожи. Естественно, теперь я изуродована», — поделилась она с журналистами.
В феврале этого года пластическая операция в одной из частных клиник Саратова закончилась для пациентки смертью. 39-летняя женщина приехала в медучреждение из Казахстана, чтобы сделать липосакцию. Во время операции она впала в кому, а через два дня скончалась.
«Согласно судебно-медицинскому исследованию, причиной смерти женщины стала массивная кровопотеря вследствие осложнения проведенного хирургического вмешательства», — сообщили региональном следственном управлении СКР. По факту гибели пациентки правоохранители возбудили уголовное дело об оказании медуслуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и повлекших смерть.
В прошлом году в России шесть пациенток умерли в результате неудачных пластических вмешательств. Эти данные приводил секретариат вице-премьера РФ Татьяны Голиковой.
Как отмечают эксперты, российские клиники пластической хирургии используют некачественную продукцию и медицинские изделия. Еще одна проблема в этой сфере — неквалифицированные специалисты. Главный пластический хирург Минздрава Наталья Мантурова отмечала, что летальные исходы при предоставлении услуг по пластической хирургии составляют от двух до пяти случаев на 90 тыс. вмешательств.
«Это напрямую связано с недостатком оборудования и наличия палаты реанимации и анестезиологического отделения. А это важно, так как у пациентов могут быть серьезные осложнения. Например, кровотечение или лекарственная непереносимость. Немало случаев, когда, например, УЗИ бывает малоинформативно и необходимы иные методы обследования», — пояснила она.
Кроме того, Мантурова также заявляла о необходимости сократить количество выпускников по своей специальности и ввести для будущих специалистов пятилетнюю ординатуру.
В начале июля прошлого года в стране вступили в силу новые требования к работе клиник пластической хирургии. Согласно документу, в кабинете пластического хирурга должны находиться 25 позиций медицинских изделий и оборудования — в том числе переносной набор для реанимации, стерилизатор для мединструментов и укладка для оказания экстренной помощи.
При проведении операции в одном кабинете должны работать как минимум один врач и медсестра. Также центрам пластической хирургии рекомендовали закупить оборудование для проведения трансляции из операционных на случаи необходимости экстренной консультации с другими специалистами.