Пластиковое ведро с бомбой: кто взорвал московское метро в 2004-м
Кто взорвал московское метро в 2004 году
Машины «скорой помощи», прибывшие в район станции метро «Павелецкая», готовы принять пострадавших от взрыва в одном из вагонов поезда, следующего от станции «Автозаводская».В результате этого теракта погибли 42 человека
РИА «Новости»На этом «Газета.Ru» завершает онлайн-трансляцию событий дня, когда в Москве случился один из крупнейших терактов в метрополитене, и прощается со всеми читателями. Берегите себя и своих близких.
9 февраля 2004 года. Москвичи несут цветы на станцию «Автозаводская» в день траура в память о жертвах теракта в столичном метро
Дмитрий Коробейников/РИА «Новости»Около 19:00 движение по линии наконец восстановлено в полном объеме, но пассажиров в метро очень мало. На перегонах «Новокузнецкая» — «Павелецкая» и «Павелецкая» — «Автозаводская» горит тоннельное освещение. Место трагедии поезда проходят на малой скорости, следы взрыва и пожара все еще можно разглядеть (битое стекло на тюбингах, копоть).
Через год после совершения теракта в вестибюле станции «Автозаводская» московского метро установили мраморную доску с именами погибших.
2005 год. Доска на станции метро «Автозаводская» в память о жертвах теракта 6 февраля 2004 года
Руслан Кривобок/РИА Новости9 февраля 2004 года был объявлен в Москве днем траура в память о погибших в результате теракта в метро. Указом президента России управлявший поездом машинист Владимир Горелов был награжден орденом Мужества.
Награды также получили участники спасательной операции в метро. Полковнику Главного управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Москвы Сергею Кавунову был вручен орден Мужества. Медалями и нагрудными знаками МЧС были награждены другие спасатели, а также москвичи, оказавшиеся на месте теракта в метро, которые оказывали помощь пострадавшим и помогали эвакуировать их наверх.
В феврале 2007 года Мосгорсуд признал Максима Панарьина, Тамбия Хубиева и Мурата Шаваева виновными в причастности к совершению терактов на станции метро «Автозаводская», а также у станции «Рижская» 31 августа 2004 года. Все они были приговорены к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима.
Бомбу засунули в рюкзак, а затем передали смертнику — жителю Малокарачаевского района Карачаево-Черкесии Анзору Ижаеву. Утром 6 февраля 2004 года с рюкзаком за спиной Ижаев вошел на станцию метро «Кантемировская» и на перегоне между «Автозаводской» и «Павелецкой» замкнул цепь взрывателя.
Все это террористы поместили в пластиковое ведро, внутри и снаружи обмазали его пластилином, а в пластилин вмуровали несколько килограммов гаек и болтов. Суммарная масса взрывного устройства составила 19 килограмм. Сверху ведро залили эпоксидной смолой.
По данным следствия, террористы Панарьин и Хубиев, приехав в Москву, изготовили бомбу из смеси селитры, алюминиевого порошка, пластита, электронной схемы, детонаторов, в качестве которых использовались телевизионные штекеры, а также взрывчатого вещества из выстрелов ВОГ-25 (осколочный выстрел ВОГ-25 объединяет в себе гранату и метательный заряд в гильзе). Пластит, детонаторы и взрывчатку из ВОГ-25 им передал Шаваев.
Процесс над обвиняемыми в подготовке этого теракта начался только в ноябре 2006 года. На скамье подсудимых в итоге оказались бывший сотрудник Минюста Мурат Шаваев и жители Карачаево-Черкесии Максим Панарьин и Тамбий Хубиев.
По данным, опубликованным спустя год пресс-службой прокуратуры Москвы, сообщались конечные цифры погибших и раненных, полученные по итогам расследования. «В результате теракта в московском метро в феврале 2004 года погибли 42 и пострадали 250 человек. С целью идентификации трупов погибших проведено более 40 опознаний, около 30 молекулярно-генетических экспертиз. Личности всех погибших установлены», — сообщает прокуратура.
06 февраля 2004 года. Пострадавшая от взрыва в поезде московского метро
Андрей Камышев/РИА «Новости»Среди опознанных погибших в результате взрыва в столичном метро были обнаружены два гражданина Армении и один гражданин Молдавии. Об этом говорится в сообщении пресс-службы прокуратуры Москвы со ссылкой на зампрокурора города Владимира Юдина. «Большая часть погибших — москвичи, есть приезжие, а также два гражданина Армении и один гражданин Молдавии», — сообщил Юдин.
В качестве свидетелей по делу допрошено 150 человек, а из числа пострадавших признаны потерпевшими и допрошены 231 человек. Ущерб, причиненный московскому метрополитену, оценивается в сумму около четырех миллионов рублей.
«Масса взорванного заряда взрывчатого вещества составляла от 2,9 до 6,6 килограммов. В конструкцию взрывного устройства входили готовые поражающие элементы — крепежные изделия (болты, шурупы)», — говорится в документе, опубликованном по итогам расследования.
По данным прокуратуры, взрывотехническими экспертизами было установлено, что для взрыва устройства, изготовленного самодельным способом, использовался заряд смесевого взрывчатого вещества на основе аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Тротил в состав бомбы не входил, а мог использоваться в виде небольшого заряда — дополнительного детонатора для инициирования основного заряда.
В ходе расследования была также установлена личность террориста-смертника. Это житель Карачаево-Черкесии Анзор Ижаев, 1983 года рождения, который, по данным следствия, являлся участников бандформирований и проходил спецподготовку в лагерях террористов.
Панарьин, Хубиев и Шабаев были обвинены, в частности, по таким статьям УК, как «Убийство», «Терроризм», «Бандитизм», «Организация преступного сообщества (преступной организации)», «Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» и «Незаконное изготовление оружия».
В ходе оперативно-розыскных мероприятий были задержаны и арестованы три участника терроритического подполья — Максим Панарьин, Тамбий Хубиев и Мурат Шаваев, подозреваемые также в организации теракта 31 августа 2004 года в Москве. Тогда близ наземного входа на стацию «Рижская» террористкой-смертницей было подорвано закрепленное на собственном теле взрывное устройство, в результате чего погибло восемь человек. Делопроизводство по терактам объединено.
В связи с тем, что основной версией являлся теракт, расследование уголовного дела передано Федеральной службе безопасности (ФСБ) РФ.
Тем более с идентификацией возможного террориста-смертника возникала проблема. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, по словам экспертов, мог «разложить террориста почти в молекулы». Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.
Камеры видеонаблюдения станции, записи которых сейчас изучают сотрудники ФСБ, зафиксировали мужчину в возрасте 30-35 лет и женщину с внешностью уроженцев Кавказа, в руках у которых находились два чемодана. Этих людей сразу же объявили в розыск, на случай, если версия со смертником не найдет дальнейшего подтверждения.
Началось движение поездов между станциями «Красногвардейская» и «Орехово». Кроме того, от станции «Орехово» до станции «Кантемировская» и от «Кантемировской» до «Коломенской» ходят два челнока.
06 февраля 2004 года
Андрей Камышев/РИА «Новости»В ближайшее время законодатели пересмотрят все законы, касающиеся борьбы с терроризмом, в сторону ужесточения. Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов. Он высказал мнение, что сегодняшний теракт является очередным преступлением сил международного терроризма.
Правительство РФ намерено разработать систему мер по предотвращению попадания опасных предметов на объекты транспорта. «Необходима система, которая бы предотвращала пронос в транспорт опасных предметов. Будем решать», — заявил журналистам вице-премьер российского правительства Владимир Яковлев.
Правительство Москвы выплатит компенсацию в 100 тыс рублей семьям погибших в результате теракта в московском метро. Об этом сообщил вице-мэр столицы Валерий Шанцев. По его словам, всем пострадавшими будет выплачено по 50 тыс рублей.
С составом, пострадавшим от теракта, работают спасатели, поднимающие на поверхность фрагменты тел погибших, и эксперты-криминалисты, занятые поисками остатков взрывного устройства и восстанавливающие картину происшествия. По факту взрыва возбуждено уголовное дело по статьям «терроризм» и «убийство».
В связи с терактом в московском метрополитене в крупных городах России, где действует метро, введен план «Ураган», в Москве веден план «Вулкан». Как сообщили в МВД России, согласно плану «Ураган» всем службам метрополитена предписано работать в состоянии повышенной готовности, численность сотрудников метрополитена увеличена за счет людей, находившихся на отдыхе. Правоохранительные органы проводят комплекс специальных мероприятий, направленных на предотвращение возможных диверсий.
Несмотря на то, что спасательные работы уже окончены, недалеко от места взрыва найден еще один пострадавший. В здании Павелецкого вокзала был организован медпункт, где врачи оказывали помощь жертвам.
Его слова чуть позже подтвердили и эксперты: «Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных «шахидских» шариков и гаек на этот раз не обнаружено. Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок в виде милиционеров с ручными металлоискателями. Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после пластитового взрыва».
Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев сообщает, что мощность взрывного устройства составила не менее пяти килограммов в тротиловом эквиваленте.
Из воспоминаний очевидцев:
Водитель маршрутного такси: «Вы чего, я дальше не еду! Я до «Коломенской»!». Пассажиры, набившиеся внутрь: «Едешь, куда ты денешься!».
06 февраля 2004 года. Пострадавший от взрыва в вагоне поезда на перегоне между станциями метро «Автозаводская» и «Павелецкая»
Андрей Камышев/РИА «Новости»Кроме того, пассажирам рекомендовано воспользоваться наземным транспортом. Наибольшую нагрузку приняли на себя маршруты, которые связывают районы, оказавшиеся без метро, со станциями других линий. Пассажиры подземки, которых высаживают на «Коломенской», «Каширской» и других станциях, наземный транспорт берут штурмом.
Пресс-служба метрополитена сообщает о предстоящем выпуске дополнительных поездов на Серпуховско-Тимирязевскую и Каховскую линии. Благодаря Каховской линии — связки между Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской — у пассажиры есть возможность объехать место теракта и перекрытый участок ветки.
Спасатели объявляют об официальном завершении спасательной операции.
Некоторым пришлось провести в остановленных в тоннелях поездах до трех часов. Поезд, следовавший сразу за взорванным, простоял в тоннеле 1 час 50 минут, паники среди пассажиров не было, хотя через 30 минут после остановки машинист объявил, что взорван предыдущий состав. По свидетельству очевидцев, взрыва слышно не было, едкого дыма и гари не ощущалось. Поезд задним ходом подали для высадки пассажиров на «Коломенскую».
Несмотря на то, что об ограниченном движении сразу же предупредили по всей подземке, без накладок все равно не обошлось. Так, уже после взрыва с «Коломенской» в сторону «Автозаводской» был отправлен поезд с пассажирами, и лишь после часовой стоянки на Нагатинском метромосту (напомним, он находится под открытым небом, а теракт произошел в начале февраля) его удалось задним ходом возвратить на «Коломенскую».
После 11:00 большая часть поездов с южного участка линии была временно выведена в электродепо «Замоскворецкое». Взорванный состав удалось отогнать в тупик для продолжения следственных действий.
После проведения первичного осмотра спасатели делают вывод о том, что взрывное устройство находилось в руках террориста-смертника: «Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола. Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в «забытой» сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона».
Сразу после взрыва во втором вагоне начался пожар пятой — самой высокой — степени сложности. Потушить его удалось только к 10:40.
В результате взрыва было остановлено движение поездов между станциями «Театральная» и «Красногвардейская», а затем на всей Замоскворецкой, а также на Каховской линии. К 10:25 было восстановлено движение на северном участке, от «Речного Вокзала» до «Новокузнецкой», где был организован оборот. Интервалы движения поездов составляли около 4 минут.
06 февраля 2004 года. Корреспонденты вели репортаж с места событий у станции метро «Павелецкая», где происходила эвакуация пострадавших от взрыва в вагоне поезда
Дмитрий Коробейников/РИА «Новости»Эвакуация, которая, по словам очевидцев, проходила без шума и паники и закончилась уже в 10:15. На станциях «Автозаводская»и «Павелецкая» вышли более 1000 человек, но реальное число пассажиров, вероятно, было еще больше. В час пик на Замоскворецкой линии в одном составе может находиться 2000 человек и более.
06 февраля 2004 года
Андрей Камышев/РИА «Новости»«Подземный взрыв гораздо опаснее наземного, — считают эксперты-взрывотехники. — На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая число жертв примерно вдвое. Так было и во время произошедшего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало, и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы».
Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносят уже спасатели и милиционеры. Станция «Автозаводская» превратилась в подземный морг. Там работает оперативно-следственная бригада. В центре платформы установлены и огорожены красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривают трупы, пишут фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносят в протокол. Затем останки по эскалатору поднимают наверх, и там несколько санитаров упаковывают их в черные полиэтиленовые мешки. Все пространство рядом с ними заставлено носилками, на которых лежат разорванные пополам трупы.
«Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп, и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно», — вспоминает Ирина.
«Я пришла в себя уже в тоннеле, — рассказывала Ирина, также находившаяся в поезде №117. — Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги».
Большой удачей оказалось и то, что в третьем вагоне ехал подполковник МЧС Сергей Кавунов, который организовал эвакуацию пассажиров в сторону «Автозаводской» и пресек начавшуюся было панику. А пассажирам головного вагона пришлось пройти по тоннелю более 2 км до станции «Павелецкая», так как путь к «Автозаводской» оказался перекрыт «вздувшимся» от взрыва вагоном.
Первые подразделения спасателей начинают свою работу. В общей сложности в ликвидации последствий взрыва участвовали спасатели поисково-спасательных отрядов города Москвы, Московской области, отряд «Центроспас», 15 расчетов Управления государственной противопожарной службы, а также 60 бригад скорой медицинской помощи Москвы, пять бригад Экстренного реагирования Центра медицины катастроф Москвы, три бригады Центра медицины катастроф «Защита» Минздрава РФ и три бригады психологов.
06 февраля 2004 года. Представители различных служб участвовали в спасении людей во время теракта в поезде московского метро, следующего от станции «Автозаводская»
Андрей Камышев/РИА «Новости»Машинист электрички Владимир Горелов первые минуты после катастрофы не может связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, он все-таки дозванивается и просит обесточить контактный рельс. Получив подтверждение, машинист ставит на контактный рельс контроллер и открывает двери по обе стороны вагонов. По громкой связи, которая продолжает работать и после взрыва, он просит пассажиров двигаться в сторону ближайшей станции, после чего сам начинает помогать застрявшим людям.
Из-за взрыва второй от головного вагон состава буквально «раздуло», а третий смяло в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками: взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, разнеся их на мелкие кусочки. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. «Весь тоннель был в органике»,— скажет позже следователь прокуратуры.
Поезд №117 отъезжает на 300 метров от станции «Автозаводская» в сторону «Павелецкой». В этот момент раздается взрыв такой силы, что ударная волна достигает головы первого вагона, сминает дверь в кабину машиниста и выбивает одно из лобовых стекол в кабине.
«Взрыва я вообще не слышала, — вспоминала позже домохозяйка Анна Сергеевна, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне. — Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой».
Некий мужчина подходит к сотруднице метрополитена на станции метро «Автозаводская» и говорит: «Будет вам праздник!».
Это было обычное утро пятницы, в которое люди спешили на работу, провожали детей в детские садики и школы, ехали домой после ночных смен. Час пик. Каждый вагон поезда № 117, следующего по Замоскворецкой линии, переполнен.
Доброе утро, дорогие читатели! 6 февраля 2004 года — ровно 15 лет назад — в московском метро случился теракт, за одно утро унесший жизни 41 человека. Тогда на перегоне между станциями «Павелецкая» и «Автозаводская» Замоскворецкой линии был подорван вагон электропоезда. «Газета.Ru» рассказывает поминутно происшествия того страшного дня.
06 февраля 2004 года
Андрей Камышев/РИА «Новости»